Глобализация: Россия выступает в роли тормоза

По мнению экс-редактора Spiegel Online Харальда Шумана, мы оказались на обочине общемировых процессов

Вечером 25 мая президент Дмитрий Медведев отправится на саммит G8 во французский Довиль. Там будут обсуждаться ядерная безопасность, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, борьба с терроризмом и киберпреступностью. Между тем, нынешний состав «восьмерки» выглядит бледно. Президент США Барак Обама столкнулся с рядом неразрешимых международных проблем и растущей внутренней поляризацией. Премьер-министра Японии Наото Кана обвиняют в неполном служебном соответствии. Канцлер Германии Ангела Меркель связана обязательствами поддержки еврозоны, которая трещит по швам. Президент Франции Николя Саркози до ареста Доминика Стросс-Кана имел все шансы с треском провалиться на президентских выборах-2012. Политическая карьера итальянском премьера Сильвио Берлускони клонится к закату... Но проблема не только в персоналиях. Примерно с 2007-го года «Большой восьмерке» прочат коллапс по причине изменения глобальных реалий и полнейшей неадекватности этим реалиям.

Как меняет мир глобализация, каковы движущие силы этого процесса, и какое место отводится в этих процессах России, рассуждает экс-редактор Spiegel Online, автор книги «Западня глобализации. Атака на процветание и демократию» Харальд Шуман.

Мы приводим выдержки из лекции господина Шумана «Глобализация будущего», которая состоялась в Политехническом музее.

«СП»: - Господин Шуман, что сейчас представляет собой глобализация?

- Для меня современная форма глобализации, то есть объединения рынков, предприятий и культур, а также потоков информации - это образование всемирного общества в виде, в котором оно никогда не существовало раньше. Центральный признак этой новой эпохи - государства и народы становятся все более зависимыми друг от друга.

Ни одна нация, ни одно государство не может жить само по себе, не учитывая интересы других наций и государств.

Четверть всех товаров и услуг по всему миру продается за границу, идет на экспорт - и торговля растет вдвое быстрее, чем экономика в целом. В мире насчитывается сегодня 30 тысяч международных предприятий, 2 млн дочерних компаний, а производство распространяется по всем континентам. Возьмите обычную электробритву - в ее производстве участвуют десять стран. В Германии 30 самых крупных предприятий находятся сейчас в руках иностранных акционеров. Глобализация касается и финансового рынка, тогда как мышление в национальных категориях выглядит абсурдом. Это - позитивная сторона.

Отрицательная сторона в том, что система, которая есть сейчас, абсолютно нестабильна. Уже в ближайшее время глобализация - в том виде, в котором мы ее знаем - разрушится. Это произойдет, если нам не удастся реформировать экономику. Сейчас можно видеть трещины, по которым система начинает расползаться.

«СП»: - Какие это трещины?

- Их три. Первая - неправильно отрегулированная финансовая система. Она угрожает мировому сообществу эскалацией кризисов. Дело в том, что в рамках кризисов растет власть финансовых концернов, которые эти кризисы и вызывают. Нам нужно заново упорядочить финансовую систему, иначе она приведет к концу глобализации.

Вторая трещина - изменение климата. Это тоже продукт глобализации. Весь мир хочет жить, как промышленно-развитые страны живут в течение десятилетий. Легко увидеть, что это не работает. Сейчас 1/5 часть человечества тратит 4/5 всех ресурсов. Если в ходе глобализации, скажем, все больше людей будут хотеть иметь собственный автомобиль, отапливаемый дом, и так далее, - ресурсы планеты быстро исчерпаются. Наша атмосфера будет загажена выхлопными газами, а планета превратиться в свалку