Оппозиционеры Грузии: выгоним Саакашвили - подружимся с РФ

Спецкор «Комсомольской правды» Владимир Ворсобин передает с улиц Тбилиси, где тысячи людей устроили «День гнева» и надеются отправить в отставку президента Михаила Саакашвили

«НАМ НУЖНО УДЕРЖАТЬ ЭТОТ ПЛАЦДАРМ!»

Прекрасно зная природный артистизм грузинского народа, я прилетел в Тбилиси без дурных предчувствий. Как постоянный зритель местного политического театра, я привык, что спектакль «Свержение Саакашвили» щипает нервы лишь новичкам. Финал обычно обескураживающе прост. «Свергатели», восхитив зрителей своим неистовством - мирно расходятся, «свергаемый» же исполняет благородную роль отца нации, имеющему дело с непутевыми детьми.

Но начало нового «театрального» сезона-2011 все-таки показалось оригинальным.

У места с многообещающим названием «Площадь героев» в Тбилиси, что у здания центрального грузинского телевидения в понедельник собралось не так много революционеров - всего несколько тысяч человек (что намного меньше, чем в 2009-ом), но качество демонстрантов сильно изменилось. Если в 2009-ом это были толпы миролюбиво настроенных горожан, вышедших на улицу крикнуть «Миша, уходи», помахать флажками и выразив гражданскую позицию, с облегчением разойтись по домам. На этот раз это были люди с крепкими пластмассовыми (а кое-кто и с деревянными) палками, которые по стыдливой версии оппозиции были лишь древками от флагов и транспарантов. Полотнища выкрали спецслужбы, вот дескать, народ и вооружился.


.

В эту историю, здесь конечно никто не верит. Особенно при виде манифестантов с марлевыми повязками и «террористическими» платками на лице, сквозь которое просвечивало хмурая решимость ввязаться в драку. Накануне здесь поработал грузинский ОМОН, и народ получил боевое крещение - пожилой грузин с гордостью демонстрирует засохшую кровь на голове.

- Били нунчаками! - убеждал меня он. - Если бы не моя палочка (сжимает белую дубинку), убили бы, наверное.

- Вы ударили полицейского этой трубой? - спрашиваю недоверчиво (физическое сопротивление - невероятное дело для местной оппозиции).

- Я защищался! - вскипел старичок.

- Нам нужно удержать этот плацдарм! - решительно говорила мне один из лидеров оппозиции, экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, непостижимым для этой интеллигентной дамы милитаристским языком. - Нам его нужно удержать до среды. В 12 часов дня 25 мая к нам подойдет подкрепление из регионов и мы пойдем требовать отставки Саакашвили.

- Что-то в этом году у вас много оружия, - замечаю.

- Это не оружие - это палки для флагов и транспарантов - быстро ответила Бурджанадзе, и задумалась - Ну хорошо я вам отвечу. Да, люди взялись за эти палки, потому что только 5 процентов в Грузии живут хорошо (средняя зарплата в Тбилиси 300 лари - около 200 долларов, треть из которых уходит на «коммуналку»). А остальным это сильно надоело. И потом многим просто страшно.

Экс-спикер посмотрела в сторону, где стояли полицейские машины и вздохнула:

- А вы только приехали, наверное, если удивляетесь - что люди здесь ходят с палками?

- Да только что.

- Я прошу свою помощницу ездить со мной. Потому что и мне, представьте себе, тоже страшно.

«АМЕРИКУ ТЫ ОБОЖАЕШЬ, ЧТО ЛИ?»

И вот настала ночь, которую оппозиционеры нервозно ждали. Они готовились к очередной встрече с полицейскими по всем правилам военного искусства. Удачно выбрав место для «плацдарма революции», - глухую улочку, где подходы легко контролируются небольшими патрулями - соратники Бурджанадзе перегородили ее баррикадой из «трофейных» машин. Отбитые у неприятеля автомобили с пробитыми шинами (по уверениям оппозиционеров их хозяева - шпионы Саакашвили) теперь очерчивают границы революционного поселка. Который, кстати, очень эффектно выглядит на фоне сверкающего стеклом и совершенно невредимого полицейского участка, сиротливо торчащего посреди этого «праздника непослушания».

Около полуночи лагерь взбодрился при появлении съемочной группы лояльного президенту канала. Депортация прошла бурно, но без рукоприкладства. Тут я попался на глаза воинственным и, по-моему, хорошо подвыпившим грузинам.

- Откуда? - спросили они, поигрывая палками.

- Из Москвы, - отвечаю, прекрасно зная, что будет дальше.

Так и вышло. Грузины сняли маски.

- Россию мы любим! - загудели они.

- Кремль только не любим - встрял один из них.

- Э-э-э! А Америку ты обожаешь, что ли?

- Да я (далее нецензурно)... не хотел эту Америку.

Тут начался обычный грузинский застольный спор, который может продолжаться до утра, но всегда заканчивается тостом.

- Вот выгоним Саакашвили, подружимся с Россией. А потом и с абхазами помиримся! - решили мужики.

Я не стал спорить с революционерами (им положено быть романтиками), но скоро понял, что, похоже, это не только их фантазии.

В Тбилиси возникла странный и до недавних пор совершенно невозможный «русский тренд».

Несмотря на обвинения в промосковской ориентации и получении денег от Кремля (здесь это сродни госизмене), Нино Бурджанадзе накануне часа «Х» провела пресс-конференцию на «российской территории» - местной студии РИА «Новости» (что сильно озадачило грузинских политологов). До сих пор экс-спикер упорно отказывалась от выступлений внутри Грузии на площадке российского информагентства. 24 мая это произошло впервые.

CВЕРЖЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ?

Впрочем, когда верстался номер, все эти геополитические нюансы сильно обесценились. Экс-министр обороны, еще один яркий лидер оппозиции и личный недруг Саакашвили - Ираклий Окруашвили, грозившийся вернуться к началу революции из Парижа, передумал. Во Франции он получил политическое убежище, так как на родине ему грозит арест. Но, как объявил Окруашвили, испугался он не ареста, а просто его партия не смогла о чем-то там договориться с партиями, митингующими сейчас в Тбилиси. В итоге из-за внутренних дрязг внутри оппозиции «свержение Саакашвили», похоже, снова откладывается. Впрочем, в Грузии еще не вечер...