Лоббинг и арабские секреты: версии спецслужб по делу Лейдермана

На модерации Отложенный

"Исходя из характера заданий израильской военной разведки, Лейдерман пытался получить от ряда российских государственных служащих секретную информацию о перспективах двустороннего военно-технического сотрудничества, а также военно-технического сотрудничества и помощи России ряду арабских государств и стран СНГ", - сообщил 20 мая Центр общественных связей (ЦОС) Федеральной службы безопасности (ФСБ).

"Имеющиеся документальные материалы полностью изобличают его враждебную деятельность против РФ", - отмечается в этом сообщении.

По данным ЦОС ФСБ, Вадим Лейдерман являлся кадровым сотрудником израильской военной разведки АМАН.

Отмечается также, что в качестве жеста доброй воли и во избежание формирования негативного общественного мнения в отношении Израиля руководство ФСБ не хотело обнародовать "факты ведения израильской разведкой шпионской деятельности в ущерб безопасности нашей страны". "Но, как это случалось и ранее, израильтянами была допущена целенаправленная утечка "на опережение" тенденциозных материалов в СМИ, что не может не вызывать серьезного недоумения".

19 мая МИД РФ сообщил, что полковник Лейдерман был задержан "при получении секретной информации от российского гражданина в Москве".

За несколько часов до публикации официального комментария внешнеполитического ведомства по этому делу, государственное информагентство РИА Новости сообщило, ссылаясь на источник в одной из российских спецслужб: "В случае с задержанием полковника Лейдермана можно говорить лишь о промышленном шпионаже, а если быть точным, о его слишком активной помощи деятельности некоторых израильских компаний на российском рынке".

"Лейдерман действительно пытался лоббировать в России интересы израильских оборонных компаний. В частности речь идет о компании Israel Aerospace Industries (IAI)", - отмечало в этой связи авторитетное издание "Ведомости", ссылаясь на собственный источник в военной промышленности.



"Полковник слишком глубоко совал нос в наши военно-промышленные секреты, пытался влиять на импорт и экспорт вооружений, лоббировал интересы израильского военно-промышленного комплекса. Он слишком активно оказывал помощь некоторым израильским компаниям на российском рынке", - цитировала 18 мая "Комсомольская правда" анонимный источник в российской контрразведке.

Таким образом, россияне до сих пор озвучили две версии "враждебной деятельности" выдворенного из Москвы 14 мая военного атташе Израиля Вадима Лейдермана. Первая из них была представлена центральными СМИ, в том числе государственным информагентством, со ссылкой на анонимные источники в спецслужбах. Согласно ей, Лейдерман все-таки являлся военным атташе и лоббировал интересы израильских оборонных компаний. Вторая версия, озвученная ФСБ, гласит, что Лейдерман, в первую очередь, кадровый разведчик и занимался сбором информации "о перспективах двустороннего военно-технического сотрудничества, а также военно-технического сотрудничества и помощи России ряду арабских государств и стран СНГ".

Вечером 18 мая Минобороны Израиля официально опровергло версию о причастности Лейдермана к шпионской деятельности. По данным ивритоязычных СМИ, сразу после выдворения из России он подвергся тщательной проверке израильских спецслужб с целью выяснить, не был ли полковник завербован одной из иностранных разведок. С ним "работали" спецы Управления внутренней безопасности Минобороны (МАЛЬМАБ) и Службы общей безопасности (ШАБАК). Проверки продолжались с вечера 14-го до 18 мая. Следователи хотели также выяснить, не превысил ли военный атташе свои служебные полномочия, пытаясь добыть некую секретную информацию "на благо родины". Но в итоге с него были сняты любые подозрения.