Долго на двух стульях Януковичу не усидеть

Украине придется сделать выбор между Европейской торговой зоной и Таможенным союзом

Тема Украины — одна из наиболее острых в современной повестке дня — разумеется, не могла не быть затронута на прошедшей пресс-конференции президента России Дмитрия Медведева. В ходе своей встречи с журналистами глава российского государства раскритиковал украинские власти за неопределенность в вопросе выбора интеграции с России или Евросоюзом.

Эпоха Виктора Ющенко, сложенная из отрицания исторической кровной связи великороссов с малороссами, завершилась победой Виктора Януковича, который до этого на протяжении долгого времени занимал явно выраженную пророссийскую позицию. Однако пост главы государства ее хотя и не изменил в целом, но внес некие коррективы. Законопроект о «легализацией» русского языка на государственном уровне заплутал где-то в коридорах Верховной Рады, а сам Янукович недавно на очередной вопрос «когда?» ответил: «Учите украинский».

Наконец, на повестке дня возник вопрос — с кем быть Украине, с Евросоюзом (в рамках тамошней зоны свободной торговли) или с Россией (в рамках Таможенного союза). Именно так - «или-или» его формулирует российская сторона. «В конце концов это суверенная страна, и вам выбирать, куда интегрироваться: хотите – в Евросоюз, если вас там ждут; хотите – в другие места. Единственное, что я могу сказать абсолютно точно, что если Украина, например, выберет европейский вектор, то ей, конечно, будет труднее находить, например, какие-то развязки в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза..... нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать какой-то выбор», - отметил Президент России.

В завершении спича по украинской теме Медведев коснулся вопроса возможного пересмотра прежних, «тимошенковских» соглашений о поставках в соседнюю республику российского голубого топлива: «Цены на газ формируются по известным экономическим законам на основании адаптированных и общепринятых формул, и эти цены и должны применяться. Но это не значит, что мы не должны выстраивать планов на будущее и не смотреть, допустим, на возможности использования различного рода интересных экономических проектов, которые, будучи реализованы, допустим, у нас или у вас, будут смягчать эту ситуацию. То есть, иными словами, здесь нет упертой позиции, что только такая цена, и всё, – предложите то, что вы считаете правильным, и мы будем готовы рассмотреть эти варианты».

К слову, ранее в своем выступлении глава правительства РФ Владимир Путин подчеркнул, что в случае принятия Украиной «заманчивого предложения» Европы, со стороны России могут последовать вынужденные ограничения на импорт украинских товаров.

О российско-украинских отношениях на современном этапе KM.RU рассказал известный украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Михаил Борисович, вы, разумеется, в курсе и самой пресс-конференции Дмитрия Медведева и его позиции по отношениям с Украиной?

Разумеется. Я внимательно смотрел выступление Дмитрия Медведева. Первое, что, как говорится, было на виду — это вполне очевидная его конкуренция с Владимиром Путиным. И я не могу сказать, что чисто внешне он как-либо уступал премьеру. У него нет, конечно, той фирменной иронии, переходящей в сарказм. Той, которая порой сквозит в ответах Путина. Однако он держался уверенно и не терялся на достаточно острых вопросах.

Озвученный президентом посыл «или с ними, или с нами» вам близок?

Безусловно, сидеть на двух стульях долго невозможно, и приходится принимать какое-то определенное решение - «или-или». Тут ничего не поделаешь, так как отказ от какого-то из направлений связан с разного рода потерями.

И очень не хочется украинской элите определяться с решением, хочется подольше посидеть на двух стульях, извлекая выгоду и там, и там. Это, в общем, понятное желание.

Позиция России тоже понятна - в российских властных коридорах, наверное, не без основания полагают, что Украина больше потеряет, чем приобретет, выбрав участие в европейской торговой зоне. И неопределенность команды Януковича приводит к понятному раздражению со стороны России. Самое интересное, что сама Европа дает вполне ясные знаки, что интегрировать в себя Украину в обозримом будущем не собирается. И это все знают — в своем выступлении Медведев это также походя отметил (Медведев сделал многозначительную оговорку «Хотите — в Евросоюз, если вас там ждут». - Прим. KM.RU). При этом предложение России к Украине насчет Таможенного союза совершенно прозрачно и открыто.

И как долго может продолжаться эта интрига?

Лично я занимаю такую позицию, что пройдет время и эти противоречия снимутся сами собой. Пока украинские власти, надо понимать, не готовы на Таможенный союз с Россией. Хотя Россия охотно идет навстречу своему соседу. Украина хотела скидки за газ — Россия предоставила. А в итоге на официальном уровне — улыбки и заверения в сотрудничестве, но никакой конкретики.

Дмитрий Медведев в своем выступлении упомянул «ряд проблем», который Украина смогла решить, приняв «харьковские договоренности». Не считая газа, какие еще проблемы были в итоге сняты с повестки дня?

Прежде всего, была решена проблема с конкурентоспособностью основных экспортных товаров — это металл и химия. А это решило и все остальное. Если бы не предоставленная стодолларовая скидка, то невозможно было бы выдержать конкуренцию на тех рынках, куда Украина продает свою продукцию, а стало быть, бюджет недополучил бы некоторую сумму. Это значит, что тема дефицита бюджета вновь встала бы на повестку дня со всеми вытекающими крайне неблагоприятными последствиями для страны. Так что эти вопросы решили. Однако, как вы знаете, мировая тенденция такова, что растет цена на нефть. Соответственно стодолларовой скидки на экспорт уже стало мало. Уже впору просить скинуть еще сотню. Так что впереди снова неизвестность. И надо что-то придумывать, что-то делать.

Прошлые договоренности Тимошенко, которые так бодро пиарились тогдашними украинскими СМИ, тоже пошли прахом...

Большинство экспертов на Украине склонны оценивать договоренности Тимошенко с Россией по газу как невыгодные. Особенно с учетом роста цен на нефть. Безусловно, было бы уместнее связать принятый понижающий коэффициент с ценами на уголь, который является на Украине самым распространенным энергоресурсом. Это в Европе коэффициент устанавливают с учетом уровня цен на газойли. Но тогда был форс-мажор и не получилось подписать лучшего соглашения — мы знаем почему. Прежде всего из-за Ющенко даже, а не из-за Тимошенко. И надо что-то с теми договоренностями делать, конечно. Вроде бы Россия не против, но взамен хочет что-то получить. Что? Неясно. Медведев говорит Украине «предлагайте». Речь идет, надо полагать, о неких компенсациях, которые хочет получить Россия за неминуемые потери, которые понесет в результате дополнительных уступок.

И в завершении не могу не спросить, следит ли украинская элита за складывающейся предвыборной ситуацией в России. Может быть, делает какие-то ставки, прогнозы?

Наблюдает, разумеется. Мало понимает, что происходит, но ожидает какой-то ясности. Некоторые считают, что для Украины выгоднее, чтобы Медведев остался, поскольку побаиваются Путина. Другие, напротив, ставят на Владимира Владимировича. Я же как эксперт сужу по позиции, занимаемой ими обоими по отношению к Украине, — она примерно одинакова.