Может ли составить Медведев конкуренцию Путину

В России не может быть двух кандидатов в президенты от власти. Более того, в нынешней ситуации действующий президент имеет шанс баллотироваться на новый срок только как оппозиционный режиму кандидат. Если на выборы пойдут и Медведев, и Путин, это будет точкой отсчета начала конца путинизма.

Сегодня президент Дмитрий Медведев проведет свою первую большую пресс-конференцию. До сих пор это был исключительно путинский формат. Главная интрига — ответит ли глава государства что-нибудь по существу на создание «Объединенного народного фронта». Этот фронт, симулякр советского «нерушимого блока коммунистов и беспартийных», должен обеспечить «Единой России» конституционное большинство в новой Думе, а Владимиру Путину — по крайней мере еще один шестилетний президентский срок.

Оба дуумвира почти в одинаковых выражениях заявили, что не исключают своего участия в выборах-2012. Но осуществить намерения их обоих одновременно невозможно без слома основ системы. С 2000 года выборы президента происходят в узком кругу правящей элиты. А всенародное голосование с помощью прирученной системы избирательных комиссий лишь утверждает уже свершившееся кулуарное назначение.

Путин и Медведев не являются равноправными субъектами обещанных ими закулисных переговоров о президенте — то самое «сядем, договоримся» не получится. Путин возглавляет правящую партию, контролирующую федеральный и все без исключения региональные парламенты, а теперь и свежеиспеченный «Народный фронт». Он контролирует все реальные и мнимые институты власти. В нынешней системе политических координат Путин может решать политическую судьбу Медведева, а Медведев не может решать политическую судьбу Путина. Хотя по закону все наоборот: президент имеет право назначить и снять любого премьера.

В 2008 году мы не выбирали Медведева — его выбирал Путин со товарищи. Медведев и считавшийся другим основным кандидатом от реальной партии власти (не путать с «Единой Россией») Сергей Иванов не баллотировались в президенты вдвоем.

Четыре партии — «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила» — дружно выдвинули кандидатом Медведева, обеспечив ему многопартийную поддержку. Точнее, ее иллюзию: двух из этих четырех партий давно нет в природе, а судьба «Справедливой России» и Сергея Миронова сейчас еще один тест на готовность режима к переменам.

Кандидат Медведев в первый же день заявил, что предложил Путину стать премьером, — хотя и это решал не Медведев. И сказал, что является преемником Путина. Баллотируясь на второй срок, преемником кого-то другого быть уже невозможно: приходится быть преемником себя.

Нынешний «Народный фронт» лишь тюнингованный вариант политтехнологической машины, проводившей прошлые думские и президентские выборы. Тогда беспартийный Путин возглавил избирательные списки «Единой России» на парламентских выборах, так же он поступит и сейчас. Трудно вообразить, что на выборах возглавляемый и формально созданный Путиным фронт (способный, впрочем, как и «Единая Россия», исчезнуть с политической карты страны в любую секунду) вдруг поддержит Медведева. Теперь ведь в отличие от 2008 года Путин имеет возможность идти в президенты без нарушения Конституции.

Единственный шанс Медведева — обеспечить стране реальные, а не закулисные выборы. Перевести их в плоскость публичной политики. Не договариваться кулуарно с Путиным, а открыто определить политические силы, на которые он готов опираться («Единая Россия» уже не подходит, там занято). Обнародовать собственную политическую программу. То есть стать наконец полноценным самостоятельным политиком.

Формальную возможность этого превращения дает Медведеву его нынешняя должность. Все-таки Россия по Конституции президентская, а не премьерская республика.