Двадцать лет новой России

Как известно, 12 июня в нашей стране отмечается День России - в этот день в 1990г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В этот же день в 1991г. прошли выборы президента России, на которых победил Борис Ельцин. Поэтому можно сказать, что очень скоро новая пост-коммунистическая Россия будет отмечать свой фактический двадцатилетний юбилей. Вряд ли кто-либо будет спорить, что если бы первым президентом России стал не Ельцин, а любая другая фигура, то Союз остался бы в том или ином виде. Однако, кто помнит те времена, подтвердит, что первый президент России пользовался абсолютной популярностью на фоне пустых полок в магазинах и всенародной ненависти к коммунистической партии. Поэтому СССР по факту был обречен.

Спустя двадцать лет можно сказать: что хотели – то и получили. Сбылась мечта рядового россиянина – коммунисты побеждены, полки заполнены, жизнь в целом сытая, рубль свободно обменивается на другие валюты, поехать заграницу – как два пальца об асфальт. Осталась только мумия на Красной Площади, но это, видимо, небольшое историческое недоразумение. Сбылась и моя мечта студента первого курса престижного экономического ВУЗа: мы имеем в России реально работающую биржу, на которой мне удалось сделать не самую последнюю карьеру. Однако, вряд ли в России спустя двадцать лет все довольны, поэтому об этом стоит поговорить.

Данный материал сознательно выходит за месяц до официального праздника, в День России будет опубликовано много оптимистичных и патриотических материалов,  и я не хочу, чтобы меня не считали патриотом своей страны.

С этого, кстати, надо и начать. Ядром СССР и шире мирового коммунистического блока была коренная историческая Россия. Не я один не считал Советский Союз своей Родиной. Причина была проста: Советский Союз был в значительной степени построен на противоположных традиционной исторической Белой России принципах. А экономика социализма противоречила не только элементарной экономической логике, но и просто здравому смыслу, а значит - была обречена.  Последний валютный кризис в Белоруссии, которая много лет была образцом для красных патриотов, лишнее тому доказательство.

Как известно, за все надо платить. И прежде, чем сбылась мечта россиян о сытой и свободной жизни, пришлось пережить 90-е годы.  Все, что было в те годы, в короткой статье и не перечислить – гиперинфляция, два банковских кризиса в августе 1995 и в августе 1998, падение ВВП в два раза, приватизация, наложенная на криминальную революцию, финансовые пирамиды, залоговые аукционы, задержки мизерных пенсий и зарплат в госсекторе по шесть месяцев; расстрел парламента в 1993, в результате которого погибли простые московские студенты и подростки. Две чеченских войны и прямая информационная поддержка сепаратистам со стороны НТВ. Забавно, что наши либералы, которые были у власти в 90-е, еще продолжают на что-то рассчитывать.  Место проигравших всегда в буфете.

Впрочем, винить во всем либералов, конечно, перебор. Россияне сами сильно постарались в разграблении  и падении собственной Державы. Наиболее ярко,  с моей точки зрения, это показано в последнем фильме  Алексея Балабанова "Кочегар".  Кстати, после "Брата" и "Войны"  упреки к режиссеру в не патриотизме не принимаются. Зеркало лишь отражает реальность.

Часть россиян фундаментально оказались не готовы к новой жизни,  в которой государство отменили, а в борьбу за место под солнцем вступили бригады бандитов, бывших силовиков и национальных диаспор. Эти люди в перерыве между пионерскими маршами и комсомольскими собраниями все школьные годы кошмарили меня фразой, что "твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". Хотя мне всегда были более близки слова Абдуллы из Белого Солнца Пустыни - "Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время”.  Жизнь после отмены коммунизма показала, что я был прав.

Жизнь в России нормализовалась году к 2003, т.е. примерно в это время Россия стала состоявшейся и суверенной страной,  а там было и рукой подать до мечты двадцатилетней давности. Однако, мечта сбылась, но довольных меньше, чем ожидалось. Причин здесь много и они все разные, более того, часть из них, несомненно, справедлива, при этом вряд ли о них кто-либо думал двадцать лет назад.

Влияние России в мире заметно меньше, чем при СССР, а россияне по-прежнему хотят жить в великой Державе и столь ненавистной либералам Империи. В результате распада Союза заграницей были оставлены традиционные русские территории. Крым лишь самый яркий пример. При этом прозападная политика нынешнего российского президента вызывает недовольство даже у традиционного электората тандема, который, как я неоднократно отмечал, в целом не любит Запад и авторитарен.

Есть и экономические причины. Социальное неравенство по-прежнему велико. Даже сейчас в России остается значительный процент людей, которые по доходам и уровню жизни проиграли от перехода к капитализму. Обычно никакие цифры типа ВВП на душу населения и т д на них не действуют, они считают Россию самой богатой страной (?!), и во всем и всегда винят власть.

Стоит также отметить, что в целом в российском населении еще крепко сидят советские принципы и комплексы. Один из самых распространенных из них - равенство и социальная справедливость, которой в советском понимании при капитализме в принципе быть не может. Многие наши соотечественники очень любят считать чужие деньги, отсюда ненависть к олигархам и желание разделить между всеми гражданами России нефтяные доходы на фоне стремления приворовывать у собственной компании или ближнего своего.  Ведь украсть у олигарха или просто акционеров компании, где работаешь, не грех, так сказать, грабь награбленное.

За последние двадцать лет в России произошло много важных не экономических  и не политических  событий, от возрождения церкви до сексуальной революции, и далеко не все люди, выращенные в советском инкубаторе, готовы их принять. В начале нулевых родители московских школьников объединялись для борьбы с Интернетом, а в конце 90-х одна моя дальняя знакомая жестко укоряла меня за пользование мобильной связью, стращая скорой смертью от излучения  "буржуйской” трубы.

Но главное, люди потеряли то, что в советское время называли "уверенностью в завтрашнем дне”. Можно конечно смеяться над этим понятием, но очень многим людям, и не только в России, хочется, чтобы все их проблемы решало государство и чтобы ничего не менялось. Однако, при капитализме ты никогда не знаешь, что будет завтра, а за свои поступки всегда отвечаешь сам. Жесткая и закрытая государственная система, вероятно, действительно действует в интересах большинства. Однако, в этом случае в ней появляются лишние люди, которые не выносят стабильности обывательской жизни, предпочитая быструю динамику и высокие риски и доходности.  Выбирая не положительную героиню советского фильма, а юную красавицу, танцующую у шеста. К их числу принадлежит и автор этих строк.   

Недавно Владимир Путин, как и Петр Столыпин сто лет назад,  говорил о необходимости развития России без войн и революций. Наш Бригадир хитрый и везучий, очень возможно, что так и будет, хотя и вызовы, и угрозы не слабей, чем сто лет назад: от исламского фашизма до традиционно умеренно агрессивного Запада.  В заключение цитата из культового фильма "Уолл Стрит": "Здесь нужны крепкие, честолюбивые люди. И без эмоций. Сегодня выиграл, завтра проиграл - но все равно борешься. А хочешь друга иметь - заведи щенка”.Нравится ли вам современная Россия ? Мне нравится. Вот такие размышления, в пятницу тринадцатого, за месяц до фактического двадцатилетия образования новой России.

// Александр  Разуваев, независимый эксперт фондового рынка