В Мюнхене ожидается вынесение приговора Джону Демьянюку

На модерации Отложенный

В Мюнхене заканчивается процесс по делу урожденного украинца Джона (Ивана) Демьянюка. Его обвиняют в пособничестве убийству тысяч евреев в нацистском концлагере смерти Собибор. Приговор будет вынесен в ближайшее дни.
 
В Баварской столице близится к завершению процесс по делу предполагаемого нацистского преступника Джона Демьянюка. Вынесения приговора ожидают в ближайшие дни. А пока прения сторон продолжаются…

…Земельный суд в Мюнхене. Зал заседаний. Перед длинным судейским столом - специальная подъемная койка: белое одеяло, желтая подушка. За несколько минут до начала судебных слушаний два охранника, которым помогают санитары, закатывают в зал на кресле-каталке престарелого подсудимого. Джон Демьянюк. 91 год. На голове - бейсболка, на глазах - темные очки.

Подсудимого поднимают и укладывают на лежак, укрывают одеялом, чуть сдвигают в сторону. Непривычное, странное зрелище. В ближайшие часы Демьянюк будет неподвижно лежать на подушках, не произнесет ни слова. Только в перерывах он неожиданно перестает быть неподвижной мумией - начинает жестикулировать, улыбается, шутит с переводчицей и охранниками. Так он вел себя во время всех предыдущих 90 судебных заседаний. Очевидно, что обвиняемый, который вот уже почти два года лежит в зале заседаний мюнхенского суда, вовсе не желает содействовать прояснению обстоятельств своего дела.

Пособник

А ведь прокуратура обвиняет его в тяжких преступлениях - в том, что в 1943 году он был надзирателем, подручным эсэсовцев в лагере смерти Собибор и содействовал уничтожению 27 900 евреев, то есть был пособником в совершении чудовищного преступления.

В то время Ивану Демьянюку было 23 года. Ребенком он пережил на своей родине - Украине - страшный голод и сталинскую коллективизацию. После нападения фашистского вермахта на Советский Союз Демьянюка мобилизовали и отправили на фронт. Дальше - плен. Для многих его сослуживцев - это смертный приговор. Миллионы советских военнопленных умерли в немецких лагерях от истощения, холода, изнеможения и болезней. Демьянюк, однако, решается на сотрудничество с нацистами, проходит обучение и становится надзирателем в концлагере Собибор на юго-востоке оккупированной Польши. Такова версия обвинения.

Первый процесс

После окончания войны Демьянюк перебрался в США, сменил имя с Ивана на Джона, работал на заводах Форда в Кливленде, обзавелся женой и детьми, регулярно ходил в церковь. Четверть века спустя в его жизни произошел кардинальный перелом. Началось следствие, в Демьянюке опознали "Ивана Грозного" - машиниста газовой камеры в концлагере Треблинка к северу от Варшавы.

Иммигранта лишили американского гражданства и депортировали в Израиль, где свидетели из числа бывших узников лагеря поначалу подтвердили данные следствия. Демьянюка приговорили к высшей мере наказания, но, как позднее выяснилось, ошибочно. Пять лет он провел в камере в ожидании казни. Затем были обнаружены новые документы, доказывающие, что "Иваном Грозным" был другой человек. Демьянюк, отпущенный на свободу, вернулся в США.

Новые улики

Затем им занялись немецкие следователи.

Они собрали улики, свидетельствовавшие о том, что Демьянюк был надзирателем на службе СС в концлагере Собибор, где только с 1942 до 1943 года были уничтожены более 250 тысяч человек.

В 2009 году, после долгих юридических проволочек его, наконец, экстрадировали в Германию, в Мюнхене начался судебный процесс, привлекший к себе внимание во многих странах мира.

До самого последнего дня кипят эмоции. То и дело возникают острые перепалки между защитой и обвинением, адвокаты в знак протеста покидают зал, родные и близкие потерпевших то рыдают, то приходят в ярость. Сторонники обвиняемого в свою очередь называют процесс "показным".

Факты и эмоции

На протяжении многих месяцев суд пытается прояснить ситуацию. Опрашивают экспертов, историков, графологов. Изучаются сотни документов. Но и после того, как были представлены все доказательства, остается неясным, в чем точно заключались обязанности Демьянюка в Собиборе.

Среди очень немногих еще оставшихся в живых свидетелей нет ни одного, кто мог бы поведать о каком-либо конкретном поступке обвиняемого. "Тот, кто служил в Собиборе, был убийцей", - считает Томас Блат, который в юношеские годы был узником концлагеря и чудом остался жив. И, тем не менее, у некоторых наблюдателей нет ответа на вопрос, можно ли сегодня привлекать к ответственности человека, в силу обстоятельств ставшего подручным нацистской машины уничтожения людей.

Прокуратура, однако, убеждена, что любой надзиратель Собибора был соучастником массового убийства людей. Главным вещественным доказательством служит служебное удостоверение Демьянюка. Защита, однако, по-прежнему считает, что это фальшивка, изготовленная в КГБ.

Адвокат Ульрих Буш (Ulrich Busch) отрицает, что его клиент вообще был в Собиборе, а если даже и был, то нет никаких доказательств того, что он был вовлечен в уничтожение тысяч евреев. По словам адвоката, в худшем случае Демьянюк был мелким подчиненным без каких-либо собственных полномочий и без возможности уклоняться от исполнения приказов, дословно - "служебным псом", которому следовало слушаться, чтобы не быть пристреленным.

Преступник - Германия?

Ульрих Буш любит эпатаж, придерживается агрессивной линии защиты. Истинный преступник, патетически возражает Буш прокурорам, это Германия, создавшая извращенную нацистскую систему. Теперь же к совместной ответственности за Холокост, дескать, пытаются привлечь иностранных пособников нацистского режима.

Буш требует вынести оправдательный приговор своему подзащитному. Обвинение настаивает на шести годах лишения свободы. Представители потерпевших надеются, что приговор будет обвинительным, хотя некоторые из них и не видят смысла сажать старика в тюрьму.

Процесс был долгим и нервным, но он был важным, считает корреспондент одной голландской газеты. А Филипп Бьяловитц, чудом оставшийся в живых узник Собибора, видел свою задачу свидетеля обвинения так: "Я хочу перед всем миром засвидетельствовать истинную историю Собибора с тем, чтобы такой геноцид никогда не повторился".