Вместо победы демократии в Ливии полыхает война

На модерации Отложенный

Рассвет операции «Одиссей» перешел в полдень, и стало видным то, что, возможно, не просматривалось спозаранку. Утренний туман рассеялся, и картина предстала совершенно иной, нежели многие ее ожидали увидеть, а, возможно, просто не хотели видеть, что дорога, которую выбрали, ведет в тупик.

Вместо наступления демократического благоденствия после запланированного устранения и изгнания раздражающего всех и не поддающегося усмирению диктатора Каддафи, в Ливии идет кровопролитная гражданская война, в которой оппозицию режиму, именуемую западными СМИ повстанцами, всеми способами - от политических, дипломатических до военных и финансовых - поддерживают силы извне (это нередко бывает в истории. По совпадению, в данном случае - это бывшие колонизаторы, грабившие Ливию на протяжении десятилетий, а также самая мощная в мире держава, тоже не без интереса в прошлом и настоящем к этой богатой нефтью и газом стране в самом стратегическом центре Средиземноморья).

Расчеты оппозиционных режиму сил и поддерживающей их западной коалиции, которая и обеспечивает военную реализацию резолюции CБ ООН 1973 о т.н. бесполетной зоне, на быструю, сокрушительную и эффектную победу не оправдались. В итоге сложилась ситуация, о которой стали говорить как тупиковой. Вот мнение председателя Объединенного комитета начальников штабов США адмирала Майка Маллера (на 22 апреля с.г.): «В результате налетов авиации коалиции уничтожено порядка 30-40% сухопутных вооруженных сил Ливии, однако ситуация заходит в тупик».

Сработала приманка быстрой удачи: соблазн скопировать победу, которой добились миллионы восставших против правящих режимов в Тунисе и Египте. В Ливии ситуация иная. Прежде всего, основной вопрос: кто такие и что представляют собой «повстанцы». По оценке исследователей, до сих пор в оппозиции режиму в Ливии были Национальный фронт спасения Ливии, где ведущую роль играли «Братья-мусульмане» и «Ливийская исламская боевая группа», которая пыталась еще в 1996 г. в Киренаике провести террористические и партизанские операции, но они были подавлены. Именно эти две организации и развернули выступления против Каддафи, составили костяк оппозиции. В ее ряды влились армейские офицеры, чиновники государственных органов и представители многих других слоев, недовольные режимом, а так же, как утверждают, прибывшие на подмогу свободные от дел бойцы аль-Каиды. На Западе признают, что это в основном разношерстная, рыхлая среда, неорганизованный конгломерат, главной опорой которого является поддержка коалиции НАТО. Временный Национальный Совет оппозиции признали Франция, Великобритания, Италия и только одна арабская страна - Катар.

Право, это даже может показаться странным: неужели ливийцы, так хорошо знающие «брата лидера», могли предположить, что он со своим крепким семейством быстро капитулирует. Они, родом из племени Каддафа, - выносливы, упрямы, на здоровье не жалуются, к тому же выдержка, уменье вытерпеть, выждать, а как хитры, изворотливы. Чтобы понять современную Ливию и ее правящую элиту, - пишет исследователь-историк Джон Дэвис, - надо исходить из 5 компонентов: революция, нефть, колониальная история, пуританская версия ислама и отсутствие государственных структур. Эти компоненты присущи по отдельности многим странам, но в Ливии они прочно сцеплены воедино.

Ныне, а, по сути, с самого начала было ясно, что клан Каддафи не пойдет на попятную, а будет вести борьбу действительно «до конца». И вовсе не риторикой, а заявлением о намерении были слова Сейф аль-Ислама, сына и ныне рупора Каддафи на беседе в Триполи с корреспондентом Би-Би-Си 6 апреля с.г. Джоном Симпсоном: «Это наша страна, и мы никуда не уйдем. Куда нам уходить - в Уганду, Венесуэлу?»

Мощный импульс действиям Каддафи, помимо безграничной жажды власти, придает уверенность в его особой миссии перед своим народом и арабской историей, что отчетливо проступает, если внимательно ознакомиться с его политическими выступлениями и литературным творчеством. Разве не он поднял «свободных офицеров» и сбросил ненавистного короля Идриса. Разве не он, убежден лидер, 40 лет вел свой народ к тому, что ливийцы стали независимыми от иностранных спонсоров и могут распоряжаться своими нефтяными богатствами.

Было бы грубейшей ошибкой или намеренным искажением утверждать, что ливийцы все до единого ненавидят Каддафи, как это пытаются внушить некоторые СМИ общественному мнению. О беззаветной любви к лидеру не будем говорить, но весомая доля населения во всех районах страны считает приемлемой, разумеется, не соглашаясь, отвергая многое, но в целом приемлемой существующую форму правления, ибо это обеспечивает им (коренному ливийскому населению - около 6 млн.) благополучное материальное положение, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение на всех ступенях образования, включая высшее, а также целый комплекс социальных льгот, благодаря которым ВВП на душу населения - 15 тыс. долл., средняя продолжительность жизни - 77 лет и пр.). И эта часть населения поддерживает Каддафи и в нынешней схватке с оппозицией, тем более что руководство громогласно заявило, что давно уже готовились политические реформы по расширению народного управления, проведению демократических реформ, введению Конституции, и что их практической реализации помешали выступления оппозиции.

Вот мнение одного из военных экспертов НАТО, отставного генерала Р.Хардинга по данному вопросу. Проанализировав ситуацию на ливийском фронте, он сделал такой вывод: режим Каддафи выдержал бомбардировки натовских самолетов и устоял не только потому, что подразделения повстанцев неорганизованны, не подготовлены в военном отношении, разрозненны, недисциплинированны и недооценили боеспособности ливийской армии, но и прежде всего потому, что значительная часть населения продолжает поддерживать Каддафи, даже несмотря на недовольство методами правления. В целом условия жизни ливийцев достаточно благополучны, и многие не видят альтернативы нынешнему правящему руководству. Каддафи, заметил генерал, к тому же учел урок Югославии, сумел спрятать и сохранить значительную часть военной техники.

Два месяца спустя после начала военной кампании против Ливии стало очевидным, что не достигнута ее основная цель, которая была обозначена на конференции Контактной Группы по Ливии в Дохе 13 апреля с.г. В ее итоговом документе содержится требование к Каддафи отказаться от власти. Впервые в истории НАТО было заявлено, что целью проводимой под его командованием военной операции является свержение руководителя государства (правда, этот документ не имеет юридической силы).

Клан Каддафи в основном контролирует положение в Триполи, западных и южных провинциях, слухи о расколе в его ближайшем окружении не получают подтверждения. Хотя регулярной армии, по оценке военных, нанесен ощутимый урон, она сохраняет боеспособность. К тому же Каддафи не задействовал пока резервистов и вооруженные отряды лояльных ему племен.

Ряд американских генералов в командовании коалиции прямо признал, что сбросить, устранить Каддафи военной силой нельзя. Наставший полдень высветил положение дел, и оказалось, что ситуация зашла в тупик. Кровопролитная позиционная война на истощение затягивается. Историки, занимающиеся Ливией, отмечают, что и ранее просматривалась тенденция к гражданской войне (в 1960-1999 гг.), иные этапы длились до 7 лет. Но у всякой оппозиции в Ливии перспективы ограничиваются в т.ч. и реальными природными факторами: условия пустыни не дают возможность для создания баз укрытия, для развертывания партизанской войны. Поэтому, как утверждают некоторые эксперты, Каддафи считает, что время на его стороне.

Итак, ситуация зашла в тупик, и наступил, как сообщили западные СМИ, новый этап ливийской драмы. Трагедия в том, что в результате продолжающихся с обеих сторон военных действий погибают люди, прежде всего гражданское население; это происходит как вследствие обстрела частями Каддафи города Мисурата и других опорных пунктов повстанцев, так и налетов авиации коалиции, в т.ч. и из-за т.н. «friendly fire”, когда натовские самолеты «по дружбе», т.е. по ошибке обстреляли своих. Военные из коалиции не сочли нужным принести извинения, сказали - жаль, что так получилось, пояснив, что виноваты сами повстанцы - незачем было от радости стрелять в воздух, сбивать с толку пилотов боевых самолетов.

Здравый смысл и элементарная человечность подсказывают, что надо немедленно прекратить военные действия и начать переговоры по урегулированию. Это стало основой выдвинутых инициатив.

Прибывшая в Триполи с согласия НАТО 10 апреля миссия Африканского Союза в составе пяти видных деятелей из разных стран континента во главе с президентом ЮАР Дж.Зума предложила план из 5 пунктов: немедленное прекращение огня, гуманитарная помощь, защита иностранных граждан (включая африканцев), диалог, прекращение полетов НАТО. Каддафи сразу дал согласие, в Бенгази оппозиция категорически отвергла его, подтвердив, что главным компонентом любого плана должно быть устранение Каддафи. Оценив такую ситуацию, представитель Африканского Союза Нуреддин Мезни заявил корреспонденту Рейтер: «Нет военного решения ливийской проблемы, а ситуация катастрофическая, надо идти по пути мирного политического процесса». К принятию незамедлительно мер по прекращению войны призвали государства-члены БРИКС на состоявшейся в середине апреля встрече в Китае.

Пожалуй, одной из характерных черт этого этапа ливийской трагедии является то, что выявились, а в ряде случаев углубились разногласия в подходах как между основными блоками, причастными к этим событиям, так и внутри этих блоков. Заметно расхождение между оценками США, где многие политические деятели высказывают сомнения по поводу того, насколько оправданна в этом вопросе линия администрации, и Евросоюзом.

Серьезные разночтения усиливаются и в рамках ЕС, и внутри НАТО.

В начавшихся 19 марта с.г. для обеспечения бесполетной зоны боевых воздушных операциях в Ливии продолжает участвовать авиация Франции, Великобритании, США, Канады, Бельгии, Норвегии, Дании, в разведывательных полетах самолеты Италии, Испании, Нидерландов; военную поддержку оказывают Албания, Болгария, Румыния, Турция, Греция (в общей сложности 15 из 28 членов НАТО), а также три государства - не члены НАТО: Швеция, Катар, ОАЭ. После начала коалицией военной операции были использованы 195 боевых самолетов, 18 военных кораблей, сделано более 2040 вылетов. Достоверные данные о числе убитых и раненых - военных и гражданских - отсутствуют, но ясно, что речь идет о тысячах. Италия предоставляет военные базы для авиации коалиции, но пока не принимает участие в операциях, мотивируя это соображениями исторического характера (итальянцы, вторгшиеся на территорию страны в 1911 г., создали из ее трех частей - Триполитании, Киренаики и Феццана - свою колонию, которую с 1913 г. стали называть Ливией. По свидетельству историков, захватчики жестоко расправлялись с местным населением, уничтожая по 12 тыс. ливийцев в год, пытали их в тюрьмах, сбрасывали с самолетов. Документы, фотоматериалы, подтверждающие этот фактический геноцид, хранятся в научном Центре истории в Триполи, в других исследовательских институтах страны.

Германия практически с самого начала отстранилась от участия в действиях коалиции, и по мере развития событий в ее позиции усиливался негативный оттенок. Министр иностранных дел Г.Вертервелле прямо задался вопросом: правилен ли был, в принципе, выбор военной альтернативы или же это просто плохое исполнение правильного выбора. И в целом, есть ли вообще военное решение ливийской проблемы.

Разногласия в оценке ситуации в Ливии усилили трения стран ЕС, прежде всего Франции, с Анкарой, особенно после того, как Турция (единственная мусульманская страна-член НАТО) не была приглашена на проводимый в Париже 19 марта с.г. саммит 22 государств, на котором обсуждался вопрос о развертывании военной операции Атлантического Союза против ливийского режима. Турция, осознавая, что остановить силы международной коалиции в Ливии не представляется возможным, заявила о согласии с резолюцией СБ ООН 1973 в качестве легитимной основы. А в начале апреля премьер-министр Р.Эрдоган, посвятив одну из встреч с прессой специально вопросу о положении в Ливии, выступил с инициативой из следующих 3 пунктов: прекращение огня и прекращение воинскими подразделениями обеих сторон блокады городов; создание гуманитарного коридора; подготовка условий для скорейшего проведения демократических преобразований на основе сохранения целостности страны, благополучия народа и установления конституционной демократии.

Расхождения в подходах проявились и на совещании НАТО в середине апреля в Берлине, где явно присутствовало напряжение по поводу затягивания тупиковой ситуации, что, разумеется, осложняет положение повстанцев и коалиции, в адрес которой посыпались упреки, что ее действия выходят за рамки мандата резолюции СБ ООН 1973. Это особенно чувствительно для президента Франции с учетом предстоящих в будущем году выборов. «Как известно, - заметил один из западных корреспондентов, - военные операции за рубежом еще никому не помогали на президентских кампаниях. Он (Н.Саркози) развязал войну, которую нельзя выиграть. Саркози втянул Францию в грязную войну, это нанесло огромный урон его репутации, но и, возможно, он подписал себе приговор. Очень может быть, что на выборах его бюллетень будет выброшен в мусорную урну, как это было с Блэром».

В Берлине упоминалось о том, что в резолюции СБ ООН 1973 не говорится о смене режима в Ливии (а могло ли быть иначе?). Однако вслед за совещанием 15 апреля последовала неординарная, прямо скажем, информационно-дипломатическая акция: президенты США, Франции и премьер-министр Великобритании направили пространное письмо в три ведущих западных издания: американскую Интернэшнл Геральд Трибюн, Лондонскую Тайм и французскую Ле Фигаро с изложением позиции по Ливии, суть которой в следующем: полковник Каддафи должен уйти, и пока это не произойдет, НАТО будет продолжать выполнение своей миссии.

На продолжении и наращивании воздушных обстрелов и возможном переходе к наземным операциям и оказании военной помощи повстанцам «для защиты гражданского населения» и для того, чтобы заставить Каддафи отказаться от власти и покинуть страну продолжают настаивать в Париже и Лондоне, хотя и признается, что резолюция СБ ООН создает ограничения для этого. По этому поводу ясно высказался мининдел Бельгии Стивен Ванакери: «Резолюция СБ ООН, - считает он, - исключает предоставление оружия гражданским лицам, и мы не видим необходимости усиления боевой мощи НАТО». Понятна, разумеется, сдержанность в вопросе расширения военной кампании со стороны мининдел Италии Франко Фраттини и, в частности, его слова: «Нам нужны убедительные аргументы для наращивания военных операций в Ливии по объектам, ибо создается опасность для жизни гражданского населения».

В ходе заседания Совета Россия-НАТО в Берлине 15 апреля с.г. министр иностранных дел С.Лавров прямо заявил, что «мы наблюдаем действия, которые выходят за рамки, очерченные Совбезом», и четко высказался по поводу предоставления военно-экспертного и технического ноу-хау повстанцам и поставках оружия в Ливию. «Это прямо запрещено резолюциями СБ ООН, - заявил С.Лавров, подчеркнув необходимость перевести ситуацию в политическое русло и приступить к политико-дипломатическому урегулированию. (Премьер-министр Д.Кэмерон в заявлении 17 апреля признал, что Англия поставляет в Бенгази не боевое оружие - снаряжение, оборудование, и направит группу для обучения повстанцев. Днями позже о командировании подобных бригад объявили Франция и Италия).

Было бы неверным полагать, что политические усилия для стабилизации ситуации в Ливии не предпринимаются вовсе. Безусловно, осуществляются контакты открытые, официальные и на дискретном уровне. Например, в середине апреля заммининдел Ливии Абдель Ати аль-Обейди провел переговоры в Греции, Турции и на Мальте, где подтвердил готовность Каддафи к немедленному прекращению огня. Только что назначенный новый мининдел Ливии Абдель Лати Лаабади посетил Грецию, Турцию, Кипр. В Никосии министр М.Киприану подчеркивал необходимость скорейшего прекращения обеими сторонами огня, поиска мирного решения, сказал, что Кипр предложил некоторые полезные идеи, которые ливиец обещал передать на рассмотрение руководства. Кипр имеет исторически хорошие и взаимовыгодные отношения с Ливией, не допускает критики в адрес режима Каддафи, твердо высказался против военной интервенции.

Ливийские события обнажили разногласия в арабском мире. Ныне в арабских СМИ все чаще напоминают, что решение ЛАГ о поддержке бесполетной зоны, сработавшее как пружина для развертывания действий Запада против Каддафи, было принято вовсе не единогласно. Некоторые страны, например, Алжир, Сирия выступили против. Ныне в военной кампании участвуют силы только двух мощных государств: Катар направил четыре самолета «Мираж», ОАЭ - шесть «Миражей» и шесть «F-16». Причем два катарских самолета, похоже, вылетели с аэродромов, позабыв заправиться, и им пришлось сделать вынужденную посадку на Кипре, где им залили топливо, чтобы они смогли долететь до итальянской базы.

С тревогой за событиями в Ливии следят во всех арабских странах на всех уровнях общества от самых низов до вершин власти, ибо буквально каждая точка этого региона переполнена, перенасыщена небывалым напряжением, ожиданием, страхом за жизнь свою и своих детей. И самое тяжкое в этой ситуации - непредсказуемость. Многие начинают говорить: это тот самый управляемый хаос, о котором нас предупреждали, или же хаос, но неуправляемый, или же управляемый так скверно и безжалостно, что погибают тысячи невинных граждан, женщин, детей.

В наступивший полдень, а на самом деле еще и до рассвета, было очевидно, что военного решения в Ливии быть не может. Об этом убедительно говорил на совещании в Берлине С.Лавров: «Принципиально важно не подыгрывать настроениям в пользу решения проблемы как Ливии, так и любой другой страны региона путем применения чрезмерной военной силы, ибо это приведет только к новым жертвам среди мирного населения».

И это действительно так, это очевидно, ибо, в принципе, в современную эпоху, как об этом свидетельствуют сохраняющиеся на нашей планете давние и зарождающиеся новые кризисы, применение современного мощного оружия для утверждения своего права на свою истину ведет в тупик, к затягиванию конфликтов и к человеческим жертвам. Разумен и эффективен только путь диалога, взаимных уступок и нахождения приемлемых для сторон договоренностей в улаживании спорных вопросов.

Так что же имели в виду авторы этой военной операции, когда дали ей кодовое название «Одиссей. Рассвет»? Успели ли они прочитать последние страницы бессмертной поэмы Гомера, в которых повествуется о том, как разгорелась страшная кровавая битва между родственниками убитых женихов и Одиссеем и его сыном Телемахом? Вот последние строки. «Все погибли бы граждане Итаки, если бы не крикнула грозно богиня Афина: Прекратите битву, граждане Итаки. Скорее разойдитесь, не проливая крови». Гражданами Итаки овладел ужас. Сама богиня Афина так приказала, и они бросили оружие. И богиня Афина Паллада, приняв образ Ментора, утвердила прочный мир в Итаке».