Поиски длинных мыслей в постманежной ситуации

Господа! Коллеги! Доброжелатели! И совсем не! Приглашаю к разговору.

Тянущаяся и довольно непродуктивная дискуссия о неразвитости гражданского общества в нынешней России может свидетельствовать о двух обстоятельствах. Либо, сама дискуссия лукава в силу отсутствия реального предмета обсуждения. Либо концептуальный и терминологический аппарат, в котором она ведется, - неадекватен, не дает возможности зацепиться за реальность. И главная проблема – объяснение политической апатии, неспособности к активной самоорганизации российских граждан. Особое беспокойство в этом плане вызывала молодежь. 

И вдруг – рвануло… да так, что все обеспокоились формами, оказывается, сложившейся самоорганизации, степенью, а главное – направленностью этой самоорганизации. Я о событиях на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, попытках их продолжения в столице и других регионах. Странное поведение милиции. Растерянные противоречивые комментарии. Встречи руководства с болельщиками… На политическую сцену вышли российские футбольные болельщики. Как политическая сила, с которой надо считаться. 

Протест, беспорядки?… Сколько их было и есть. Но не было такого мощного, приведшего политическую систему в состояние грогги. Предмет протеста?... Против коррупции, продажности правоохранительной системы, преступности – уже не только устали протестовать, уже и высшие чиновники признают криминализацию на всех уровнях, «все равно разворуют» и т.п. 

Социологи неспроста в растерянности.

Они привыкли оперировать представлениями о классах, социальных стратах, социально-демографических группах, а тут – нечто странное, ускользающее и очень агрессивное. Похоже, традиционный анализ не ловит реальность, ускользающую от накидываемых на нее концептуальных сеток. Поэтому диагнозы ставятся без знания реального организма больного.

Главные вопросы, обусловившие неожиданность и растерянность, и внятные ответы на которые до сих пор не даны: 

- Почему футбольные фаны? И не просто болельщики, а именно так называемые «карланы» - подростки-тинейджеры?

- Почему эти выступления прошли в нацистском дизайне, сопровождались не столько националистическими, а именно нацистскими лозунгами, граффити?

- Почему столько демонстративного насилия? Стремления и готовности демонстративно убивать – на площадях, на улицах, в метро?

Все это делает ситуацию очень и очень серьезной. Требующей объяснения. Не только самих событий, а того, что их породило. Требующей выводов из этих объяснений.

Предлагаю высказывать свое понимание ситуации. У меня самого есть кое-какие объяснения. Но лучше их оставить до ближайших новых постов. А пока давайте начнем.