Китай завоевывает Европу
Недавно были обнародованы сведения о росте экономики Китая в первом квартале нынешнего года. Прирост составил около 10%, что не только свидетельствует об интенсивности развития Китая, но и начинает тревожить китайское руководство. Ведь экономика КНР работает, в основном, на экспорт, а не на внутреннее потребление, и такие высокие темпы вызывают рост цен на продукты и жилье внутри страны, что чревато социальными осложнениями.
Долгое время Китай поставлял в Европу только свои недорогие товары, и слова «made in China» считались синонимом низкого качества. Но сегодня Китай — вторая экономическая держава мира, которая оказывает финансовую помощь некоторым европейским государствам.
В начале года председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и его заместитель и вероятный преемник Ли Кэцян за три месяца года посетили не менее восьми стран ЕС и Турцию. Везде их встречали с радостным энтузиазмом.
Хотя некоторых европейских политиков и беспокоит столь быстрое возвышение Китая, но для многих европейских стран, оказавшихся в трудной финансовой ситуации, кредиты важнее. В Греции Вэнь Цзябао торжественно пообещал поддержать страны зоны евро, сталкивающиеся с трудностями.
В Испании были заключены контракты стоимостью в 5,6 миллиарда долларов в сферах транспорта и туризма, китайские руководители заявили, что будут продолжать покупать испанские государственные долговые обязательства, 10% которых уже сегодня принадлежит Китаю.
В Португалии, по сведениям местных СМИ, китайские руководители даже назвали сумму, на которую намерены приобрести долговые обязательства страны - 5 миллиардов евро. Для Китая сумма эта не такая уж большая - ведь золотовалютные запасы КНР составляют 2,8 триллиона долларов, это больше, чем все национальное богатство Франции.
Значительная часть долговых обязательств стран ЕС закуплена сегодня КНР, но сколько именно — определить трудно, так как, в отличие от США, Европейский Союз не имеет точных данных о том, кто скупает его долговые обязательства. По данным газеты Financial Times, подобных обязательств китайские банки закупили на 630 миллиардов евро — это 7% внешней задолженности государств Европейского Союза.
Конечно, Китаем движут не филантропические соображения. Но и подозревать его в злонамеренности и в стремлении просто скупить всю Европу особых оснований тоже нет. Как отмечают многие западные специалисты, китайцы, прежде всего, прагматики. Европа для них — один их наиболее важных рынков, сюда идет 28% всего китайского экспорта. Поэтому они вовсе не заинтересованы в ослаблении зоны евро.
Кроме этого, КНР диверсифицирует свои валютные запасы, которые раньше состояли только из долларов. После мирового финансового кризиса стабильность доллара пошатнулась, и Китай стал покупать японские иены, британские фунты стерлингов и евро. Финансовый кризис зоны евро китайцев сначала насторожил, но, в конечном итоге, они сочли, что Европа кризис преодолеет и выгоднее предстать как спасители, ничем при этом особо не рискуя.
Углубленное сотрудничество с европейцами может к тому же принести КНР немало пользы. В новом пятилетнем плане развития китайской экономики были определены такие цели, как развитие энергоэффективности, защиты окружающей среды, биотехнологий, компьютерных технологий, отраслей промышленности, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, разработка новых транспортных средств и новых материалов.
По мнению китайского руководства, в большинстве этих областей европейцы идут впереди американцев. Поэтому в ходе поездки по европейским странам китайские руководители заключили и немало соглашений по технологическим обменам, например, с Грецией — в области телекоммуникаций.
Китай надеется, что за проявленную финансовую щедрость получит и некоторые дипломатические выгоды. Европейские эксперты говорят, что китайцы на переговорах в рамках «большой двадцатки», во Всемирной торговой организации, на конференциях по климатическим изменениям по некоторым вопросам пытаются вбить клинья между США и Европейским Союзом.
Здесь КНР ставит перед собой две цели: добиться признания за своей экономикой статуса рыночной, чтобы не платить высоких таможенных пошлин, и обеспечить снятие эмбарго на поставку вооружений. Пять лет назад ЕС готов был отменить это эмбарго, но под давлением США от инициативы отказался.
Пока, как считают и западные и китайские эксперты, Китай не решил еще окончательно, как использовать свою экономическую мощь: с одной стороны, китайская пресса считает, что КНР должна больше требовать от Запада за финансовую помощь, с другой — Китай не хотел бы портить свой имидж, выглядя угрожающе.
Профессор парижской Высшей школы коммерческих исследований Жан-Поль Ларсон считает, что КНР будет продвигаться на мировых рынках не скачками и рывками, а постепенно, осторожно и с соблюдением законов.
«Китайцы, - говорит он, - люди методичные, они разрабатывают долгосрочные планы и проводят их в жизнь, а правительство сегодня предоставляет финансовые льготы, необходимую информацию и страховые гарантии предприятиям, даже частным, выходящим на международные рынки. У Китая есть отдельные планы по каждой зарубежной стране и по каждому континенту. Что касается Европы, то главное для КНР сегодня — это, чтобы ЕС, главный торговый партнер Китая, сохранял экономическую и финансовую стабильность».
По мнению Жан-Поля Ларсона, не имеет смысла занимать по отношению к китайскому наступлению позицию глубокой обороны или учреждать специальную инстанцию для защиты стратегических секторов экономики. Ведь Китай — страна, имеющая значительные научные и технологические достижения, и лучше развивать с ним взаимовыгодное сотрудничество.
Конечно, быстрота, с которой Китай укрепляется на международной арене, некоторых беспокоит. Правда, будучи экономическим гигантом, КНР еще не очень активно пытается использовать это свое положение в политических целях. Но, хочется этого или нет, КНР стала одним из основных элементов сегодняшнего многополярного мира.
Иностранные инвестиции в Китай сегодня в четыре раза превышают китайские инвестиции за рубежом. Причем, в основном, это не государственные инвестиции, а капиталовложения частных предприятий. Так что, развивающийся китайский рынок предоставляет Европе значительные возможности, говорит Жан-Поль Ларсон.
Так же считает и французский госсекретарь по вопросам внешней торговли Пьер Лелюш, Он отмечает, что за 30 лет китайская доля в мировом экспорте выросла с менее 1% до 10%.
В течение пяти веков китайской экономики как будто не существовало, и вот сегодня Китай становится одним из ее мировых лидеров. С этим изменением связаны и сегодняшние последствия, свойственные быстрому развитию, - увеличение разницы в доходах между бедными и богатыми, рост цен, инфляция и кризис перепроизводства.
Комментарии
Для инвестиции климат тут райский.
Ден Сяопин не ворует бензин,
Ден Сяопин говорит по китайски.
Знаменем алым гордится страна,
Партии руль направляет движенье.
Первой на свете сегодня она
В спорте, науке ,труде и ученье.
Пусть либеров ехидный сарказм
Слышен ему за хребет Гималайский
Ден Сяопин их послал за маразм
Он уже сделал полмира китайским.
Время научит ценить то ,что есть
Стала безлюдной земля за Уралом
Тайну хранит чья-то подлая месть
Русских на свете рождается мало.