Игра в жмурки

На модерации Отложенный

Мой отец погиб потому, что вмешался в раздоры королей. А Вас повесят за кражу трех шиллингов!

Несколько месяцев назад активисты Межпрофессионального союза трудящихся (МПСТ) прису тствовали на собрании представителей инициатив, борющихся против Жилищно-Коммунальной Реформы. Участники инициатив открыто признавали, что дело в швах. Подзаконные методы борьбы ничего не дают. Из более чем 50 судов им удалось выиграть 3. Однако, не будем забывать, что даже выигранное в суде дело еще отнюдь не гарантирует исполнения ваших желаний, примеров чему немало.

Любопытно, что участники форума подчеркивали: только прямое действие- перекрытие дорог и иные радикальные формы борьбы - принимаются системой всерьез. Но те же самые люди упорно рассуждали о судебных процессах (в кои вовлечены), как о делах первостепенной важности. Впрочем, не исключено, что данное социальное движение находится на перепутье, и ему еще предстоят славные дела. Кто знает. Бывает и хуже.

Вот другая реальная, и, к сожалению, в чем-то типичная ситуация. Группа рабочих крупного предприятия в Сибирском городе Шелехов, заявляет, что хочет бороться против капитализма и государственной бюрократии. Что они ненавидят капиталистическую систему. Чтобы добиться своих целей рабочие... создают подзаконный профсоюз, который издает подзаконную газету (в нее революционные тексты сознательно не допускаются) и защищают принцип хождения в государственные суды с целью отстаивания там своих прав. И эту вот умеренную и аккуратную газету им приходится... распространять подпольно, причем они рискуют своей головой. Их арестовывают на проходной родного завода, им угрожают. И, к угрозам стоит отнестись серьезно, очень серьезно. Потому что речь идет об алюминиевой мафии.

В Омске офис более широкой профсоюзной организации, в которую входят эти ребята - тоже подзаконной и умеренной (она называется СКТ) - вообще сожгли к чертовой матери... Можно ли что-либо доказать человеку, убежденному в том, что дважды два - пять? Боюсь, рациональные объяснения бесполезны. Тут уже не вопрос логики, а вопрос психологии. Рациональных причин поступать подобным образом у активистов, о которых идет речь, нет. Ведь они рискуют своими жизнями всего лишь ради распространения подзаконной умеренной газеты. Представить себе больший абсурд невозможно, следовательно, мотивы их поведения иррациональны. Можно лишь догадываться о них.

Есть такой феномен: когда оператор смотрит в зрачок телекамеры, он воспринимает мир как бы через телевизор. Поэтому он не чувствителен к реальным опасностям, что могут его подстерегать. Возможно, именно так в зонах военных действий погибают некоторые журналисты. Нечто подобное имеется и здесь. По всей видимости, люди, играя в подобные игры, пытаются убедить себя в собственной безопасности. Нет, нет, они не делают ничего ужасного, революционного, внесистемного. Они не поддерживают идеи самоорганизованных собраний трудящихся, организующих забастовки, блокады жизненно важных объектов, перекрытия дорог и тому подобные действия - подобные тем, что недавно имели место во Франции. Решения о забастовке должен принимать профком, если до нее вообще когда-нибудь дойдет дело. А пока, можно и в суд заявить на начальника - вот где мерзавцу всыпят по первое число... (Невозможно здесь не вспомнить, как некоторое время назад, еще при Ельцине, журналисты задали вопрос высокопоставленному российскому силовику: "почему до сих пор не изловили Басаева?" Тот ответил: "а пусть им занимается прокуратура!" Страшнее кошки зверя нет...)

В сущности, такие активисты лишь добиваются исполнения действующих законов об охране труда. Беда, однако, в том, что себя-то можно убедить в чем угодно, но капиталистическая система - совсем другое дело. Законы, написанные чиновниками и олигархами, написаны ими для собственных нужд, а еще для обмана населения.

Когда кто-то пытается добиться реализации на практике подобных законов - в части социальной защиты или гражданских прав неимущего населения - он немедленно получает по шапке. В действительности социальное законодательство и не может быть ничем иным там, где олигархи и чиновники не имеют оснований бояться своих наемных рабов. Почти все действующие системы социального законодательства возникли отнюдь не из-за мышиной возни в буржуазных судах и парламентах. Они появились на свет после поражений великих восстаний обездоленных, когда не сломленные, но смертельно напуганные владельцы капитала бросили наемным рабам жирный кусок - социальные права и относительно высокие заработки.

Там, где власть имущие не боятся пролетариев, они не станут делиться с ними даже крошками со своего обеденного стола. Нас в свое время удивил вопрос рабочих-нелегалов, которым мы раздавали анархистские листовки: "скажите, почему хозяева не платят нам даже те крохотные зарплаты, которые пообещали?" Дорогие вы наши, да зачем вам платить, если вам можно не платить вовсе! Вы же не сопротивляетесь! А коли так, то с точки зрения предпринимателя Вы - ничто. Вообще, не люди. Тех рабочих активистам и участников социальных движений, которые сегодня подзаконными методами надеются заставить государство и бизнес исполнять законы, написанные государством и бизнесом (!) ждет жестокое разочарование. Но почему людям не приходит в голову, что если уж даже в просвещенной европейской Франции можно добиться своих целей исключительно радикальными внесистемными методами, то применительно к России это верно даже не на 100, а на 200%? Нет, все намного хуже.

Мы считаем, что на самом деле многие участники российских социальных движений в глубине души осознают, какой смертельно опасной чепухой занимаются, но они не хотят себе в этом признаваться. Они пытаются решить нерешаемую в принципе задачу: и за права побороться и выставить себя лояльными гражданами. Вот им и остается только - подобно маленькому ребенку - зажмуриться, и, тем самым, укрыться от реальности. Увы, они - не дети и играют в недетские игры. От реальной жизни не спрячешься, а вот зажмуриться в подобной ситуации действительно можно.

Некоторое время назад на большой экран вышел фильм Никиты Михалкова. Он называется "Жмурки" (от "жмурик" - покойник). Фильм посвящен процессу первоначального накопления капитала. Собственно, главным героем нового российского боевика и является первоначальный капитал собственной персоной. А именно - чемодан с 5 килограммами героина. Ведь не считать же, в самом деле, за героев киноленты отморозков, которые на всем ее протяжении пытают и убивают друг друга, чтобы его заполучить. В итоге "великая криминальная революция" приводит нескольких убийц - наиболее гнусных и циничных - к обладанию заветным чемоданом, а чемодан в свою очередь открывает им дорогу в кабинеты государственной Думы. Этим и заканчивается фильм...

Пару месяцев назад убили активиста социального движения, боровшегося против выселения жильцов из общаг. Его движение занималось главным образом тем, что судилось с бизнесменами. Такое поведение иррационально. Рисковать жизнью всего лишь ради права поспорить с крутыми в проплаченном этими же крутыми суде - мягко говоря, нелепо. Напротив, продукты первоначального накопления оказались людьми рациональными. Они прекрасно знали, что дважды два - четыре, и деловито подсчитали, что мочилово обойдется им дешевле, чем взятки судьям. Но, в конце концов, это же его жизнь (была) - верно? Он имел право поступать с ней так, как ему заблагорассудится. Нужно честно сказать сторонникам подзаконной профсоюзной работы, умеренной и аккуратной: ребята, ваше святое право спустить вашу жизнь в сортир. И никто - слышите! - никто не помешает вам это сделать.