Средний класс в России: пациент скорее мертв, чем жив

Про развитие среднего класса сейчас говорят очень много. Мол, это опора страны и ее будущее. Если посмотреть на развитые страны мира, то там приблизительно так ситуация и обстоит. Давайте теперь посмотрим, как дела со средним классом в России.

Начнем с того, кого отнести к среднему классу. Официально, это люди, заработок которых на 1 члена семьи составляет более 70 тысяч рублей. Как правило, это представители малого бизнеса, государственные служащие, менеджеры крупных компаний, руководители среднего звена, некоторое количество врачей и прочих высокооплачиваемых специалистов.

Какие есть возможности для роста в численном отношении у среднего класса? Да по сути никаких. Малый бизнес не развивается из-за административных барьеров и тотальной коррупции, количество менеджеров в крупных компаниях ограниченно, про медицинских специалистов, адвокатов и остальных специалистов говорить по большому счету вовсе не приходится.

Остаются государственные служащие, но их вряд-ли можно отнести к полноценным представителям среднего класса, хотя они формально и подходят по всем признакам. Реальный средний класс — это инициативные люди, которые толкают страну вперед в развитии, добились всего своими мозгами и приносят стране прибыль. Чиновники потребляют деньги остального населения, обычно попадают на место по протекции и сосредоточены на отчетах, а не на развитии. За крайне редким исключением.

То есть расти среднему классу мягко говоря сложно, если серьезно смотреть на ситуацию — в ближайшие годы невозможно.

Но может быть он хотя бы не будет сокращаться? Хех, как бы не так. Давайте посмотрим на результаты опросов представителей среднего класса. Их много и все они говорят приблизительно одно и тоже:

  • Более 60% опрошенных готово эмигрировать при первой удобной возможности;

  • 60-70% хотят, чтобы их дети учились и жили за границей;

  • Около 60% озабочены уровнем коррупции;

  • Немногим больше 50% не удовлетворены уровнем здравоохранения;

  • 55-60% озабочены высоким уровнем преступности в обществе.

  • Таким образом, почти две трети представителей среднего класса готовы в любой момент эмигрировать из страны и немногим большее количество хочет отправить своих детей учиться за границу. А те, кто ответил на эти вопросы отрицательно, судя по всему и являются госслужащими, которые попадают в каждый такой опрос, так как, повторюсь, формально относятся к среднему классу.

    Получается, что пациент скорее мертв чем жив. И вряд-ли уже поднимется с больничной койки в ближайшие 10-20 лет. Более того, у него есть все шансы и вовсе уйти из этого мира в ближайшие несколько лет. Тогда в стране останутся только антагонисты — богатые и бедные, ненавидящие и боящиеся друг друга. Так будет развиваться ситуация или власть начнет предпринимать реальные шаги вместо деклараций о намерениях, сказать пока нельзя. Но до сегодняшнего дня, каких-то реальных действий для сохранения или развития среднего класса, власть имущими не предпринималось.