Десталинизация: басмачи станут героями в Таджикистане?
На модерации
Отложенный
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ опубликовал "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении".
Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. Этот проект уже всколыхнул не только Россию, но и всю мразь на постсоветском пространстве
Таджикский политолог Парвиз Мулладжанов, комментируя ИА REGNUM попытку российского руководства осудить политику тоталитарного режима в СССР, отметил, что поддерживает такие шаги руководства России, и это свидетельствует о "самостоятельности действий президента Медведева". "Во времена Путина ожидать такого шага было практически невозможно. Путин сам выходец из той системы и в нем сильны чувства державности. Медведев же является представителем нового поколения, который не связан с прошлым. В действительности, признание геноцида и тоталитарного режима во времена СССР может повысить имидж России на международной арене, как того и хотят руководители этой страны. С одной стороны, это вынужденный шаг. Так как, попытки России отказаться от ответственности за деяния, совершенные во времена СССР, ни к чему не привели. Ведь мировое сообщество больше прислушивалось к требованиям прибалтийских стран, Украины и Молдавии в вопросах геноцида и тоталитарного режима СССР. Сейчас же Россия пытается перехватить инициативу, при этом оставаясь на своих прежних позициях. Россия, как бы и признает присутствие геноцида, но при этом заявляет, что сама она больше всех пострадала от такой политики. В таком случае, Россия не несет какой-либо ответственности в виде выплаты компенсаций жертвам этой политики в других странах. И разговоры о всяких исках в международных судах ни к чему не приведут. И Таджикистану не следует вообще поднимать эту тему, так как ни к чему хорошему это не приведет", - считает эксперт.
Отвечая на вопрос о масштабах репрессий советского периода в Таджикистане, Парвиз Мулладжанов отметил, что "в нашей стране, как и в других регионах, репрессии прошли в несколько этапов. Фактически была вычищена вся прежняя интеллигенция джадидского направления. Те люди, которые стояли у руля республики до 40-х годов и были связаны с Бухарской революцией и движением "Джадидов", были полностью уничтожены. Вместе с ними была уничтожена значительная часть интеллигенции и духовенства. Конечно, в Таджикистане размах репрессий был велик, он не больше, чем в других республиках. И нужно честно признать, что это было меньше, чем у самих русских. Ведь, в действительности, того урона, который понесла русская интеллигенция, не было нигде", - считает политолог.
Вместе с тем, он считает, что в Таджикистане необходимо восстановить "память басмаческого движения", которая противостояла большевикам. "Но это должно быть сделано не с точки зрения оправдания басмачей, так как среди них были самые разные люди, в том числе и ярые пантюркисты.
Необходимо помнить, что первая конная армия Буденного проводила такие зачистки на юге Таджикистана, что порядка 40% жителей этого региона, спасаясь от репрессий Красной Армии, была вынуждены покинуть страну. А эти репрессии были очень масштабные", - считает Мулладжанов.
Султон Хамалд, эксперт в области новой истории Таджикистана, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сообщил, что только в 1929 году армия Буденного уничтожила порядка 300 тысяч жителей Таджикистана. "Об этом свидетельствуют российские источники, которые основываются на военных донесениях с фронта. И я считаю, что если Россия приняла решение покаяться за преступления тех лет, то, как развитая страна, должна выплатить компенсации всем оставшимся жертвам тоталитарного режима. Тем более, что такие финансовые возможности у России имеются. В мировой практике такие примеры имеются. В частности, власти нынешней Германии платят жертвам гитлеровских концлагерей. А ведь десятки тысяч ни в чем не повинных жителей Таджикистана гибли или трудились в сталинских лагерях в Сибири", - считает историк.
С другой стороны, Рахмон Улмасов, проректор таджикско-российского Славянского университета в интервью корреспонденту ИА REGNUM выразил несогласие с предложениями Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. "Нельзя так подходить к истории СССР и проводить ревизию ее прошлого. Это не объединит народы, а наоборот, станет поводом создания различных групп в обществе. Почему Франция не кается за действия Наполеона, а Италия за Муссолини, и почему Россия должна брать на себя ответственность за СССР? К тому же, еще не все известно об этих годах. Архивы полностью не рассекречены, нет фундаментального исследования на эту тему. Необходимо все сначала изучить, разобраться, а потом уже делать выводы", - считает ученый.
Он сообщил, что в одном из российских регионов установили памятник жертвам сталинских репрессий, но, почему-то, молодожены продолжают класть венки все еще стоящему Ильичу. "Общество еще не готово к пересмотру своей истории. К тому же, в Таджикистане к истории относятся иначе, чем в странах Прибалтики", - заявил Улмасов. Относительно попыток некоторых кругов пересмотреть отношение к басмачеству в Таджикистане, ученый заявил, что "давайте представим, что бы стало с Таджикистаном, если басмачи одержали бы вверх над Красной Армией. Не думаю, что картина выглядела бы радужной. Большевики сделали очень много полезного для стран Центральной Азии. Ведь у таджиков, кроме Самарканда и Бухары, не было ровным счетом ничего. Что же касается репрессий в сталинские годы, то здесь необходимо подходить к каждому случаю индивидуально. Мы до сих пор не знаем всех подробностей дел репрессированных. К тому же, благодаря Бободжону Гафурову (1-й секретарь Компартии Таджикистана в 40-50-х гг. - ИА REGNUM), Таджикистан по сравнению с другими республиками СССР незначительно пострадал от сталинских репрессий", - заявил Рахмон Улмасов.
Комментарии
Ведь там главные герои сражались с басмачами,с фашистами,которые пришли "освободить советский народ от большевистского ига",и вся жизнь служили и защищали "кровавый коммунистический режим".
=====
Самостоятельность в чем?! В том что это правящее ничтожество в очередной раз облило помоями и обгадило нашу страну и народ!
Не пора ли по разгонять свору паскудных псов обживших задворки Кремля и питающихся падалью !
А сколько мирных жителей (всех национальностей) было вырезано во время гражд. войны между "вовчиками" и "юрчиками" в начале 90-х гг.20вв.? Это учету не поддается! А ведь их всех спасали наши из 201-й мсдивизии (а их за это убивали)! Это нынешние "духи" "благоразумно забывают". Как и о событиях на участках нашей 12-й и других погранзастав... О наркоте, которая поступает из Тадж-на и уносит сотни тысяч жизней? Да с них самих следует взыскать столько, что они никогда не смогут рассчитаться!
Тов. Сухов раздумал возвращаться на родину. Он решил стать колонизатором. Для колонизации он выбрал плодородную долину среди гор/песков/степей и вызвал туда супругу, родственников и прочих сельчан. Колонизаторы захватили там пашни мирных азиатских крестьян, построили избы, церковь, погост. Так возникла деревня Пердяевка.
Смелый басмач Абдулла с ополченцами глубокой ночью ворвался в деревню, перебил пердяевцев, утративших бдительность. Пердяевок же с детьми, благородные басмачи увели к себе.
В третьем фильме сериала, матерый сын Сухова - Махмуд Абдуллаевич с таджикскими родственникми приезжает на родину отца, чтобы торговать на базаре сущеными абрикосами и качественной анашой. Рядом с базаром они строят небольшую,но светлую мечеть в стиле конструктивизма "а ля корбузье"
Махмуд Абдуллаевич Сухов женится на местной девушке Нюре, которая принимает ислам и новое имя - Нурлана. Урюк и анаша, к которым прибавились сушеные грибы и водка из березового сока, а также оружие и боеприпасы с местных заводов продаются хорошо и приносят б...
Продолжение следует.