Глава МВФ превратился в Горбачева

По словам Доминика Стросс-Кана, нашему миру нужна «глобализация с человеческим лицом».

В финансовом мире произошла подлинная сенсация. Доминик Стросс-Кан, глава Международного валютного фонда (МВФ) – одного из столпов и проводников в жизнь т. н. «Вашингтонского консенсуса», этот самый «консенсус» и похоронил, взвалив именно на него вину за мировой экономический кризис.

«Вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади», – вынес свой приговор Стросс-Кан, выступая в Вашингтоне на открытии очередной сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка.

Напомним, что «Вашингтонский консенсус» как набор основополагающих рекомендаций по финансово-экономической политике для развивающихся стран был сформулирован английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году. «Консенсус» настоятельно рекомендовал этим странам принять принципы экономической политики, которым следуют страны «развитые». Речь шла о принципах, которые, по мнению Уильямсона, отражали общую позицию США, главных международных финансовых организаций – МВФ и Всемирного банка, а также ведущих американских аналитических центров. Поскольку их штаб-квартиры располагались в столице США, отсюда и возник этот термин - «Вашингтонский консенсус».

«Вашингтонский консенсус» включал следующий набор рекомендаций:

• поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);
• снижение предельных ставок налогов;
• либерализация финансовых рынков;
• свободный обменный курс национальной валюты;
• либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);
• снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;
• максимальная приватизация экономики;
• дерегулирование, т. е. максимальный уход государства из экономики;
• всемерная защита прав собственности.

Существует, впрочем, и более широкое толкование «Вашингтонского консенсуса» - достаточно часто этим термином обозначается вообще набор мер (необязательно из приведенного выше списка), направленных на усиление в экономике роли рыночных сил при одновременном снижении роли государства.

И вот весь этот «Вашингтонский консенсус» - не столь даже важно сейчас, каким значением этого термина оперировал Стросс-Кан – глава МВФ взял, да и похоронил. Почему похоронил? Да потому что без МВФ проведение принципов этого самого «консенсуса» в жизнь попросту нереально. Не говоря уже о том, что изначально понятие «консенсус» предполагает согласие договаривающихся сторон. А тут одно из главнейших действующих лиц «вашингтонской игры» заявляет такое… Какой уж тут «консенсус».

МВФ ведь был не просто ярым апологетом принципов «Вашингтонского консенсуса», но и самым активным проводником их в жизнь. Достаточно вспомнить его деятельность в России – при Ельцине именно МВФ определял всю финансово-экономическую политику наших властей.

Да и сейчас, хотя у нас и есть в правительстве (да и администрации президента) соответствующий экономический блок, который вроде бы не так подотчетен МВФ, как в ельцинские времена, вся политика наших министров-экономистов насквозь проникнута рекомендациям того же самого «Вашингтонского консенсуса» - в широком его понимании. Думается даже, что все наши либералы от экономики должны обидеться на Стросс-Кана. Как же так – мы столько сил положили на претворение в жизнь принципов «Вашингтонского консенсуса» в России, а он возьми и смешай эти принципы с коричневой субстанцией. Обидно – иначе не скажешь.

И главное – что же дальше? Как жить, если сам «гуру» отрекается от принципов, которые мы, российские либералы, впитали с его «материнским молоком»? Впору заорать: «Шеф, все пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!»

Действительно, что делать дальше, наше экономическое руководство, по сути, не знает. Признаться в том, что в течение двух десятилетий оно вело страну по пагубному пути, который привел к деградации ее экономики, обнищанию населения, демографическому и духовному кризису? Нет, на это доморощенные наши либералы не способны.

Но почему тогда на это решился Стросс-Кан? Да просто экономист, финансист такого уровня, обладающий несравненно большим кругозором (и информацией), чем наши либералы-фундаменталисты, понял, что дальнейшее отстаивание негодных принципов бесперспективно. Да и лицо терять Стросс-Кану, видимо, тоже очень не хотелось. Вот и последовало раскаяние.

Какой же рецепт выхода из кризиса предлагает Стросс-Кан? «При определении макроэкономических рамок нового мира маятник качнется от рынка к государству, от относительно простого к сложному (устройству)», — считает он. При этом на первый план выйдет социальная справедливость — ведь финансовая глобализация усилила неравенство, и это стало одной из тайных пружин кризиса. «Поэтому в более долгосрочной перспективе устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов, – объявил глава МВФ. – Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация, глобализация с человеческим лицом (как тут не вспомнить высказывания Горбачева, который, помнится, тоже мечтал о «новом мышлении» и «социализме с человеческим лицом». - Прим. KM.RU). Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей».

Такого рода речей от наших либералов уж точно не услышишь.