Каплан: нельзя шутить с антисемитизмом в мусульманском мире
На модерации
Отложенный
Одним из вопросов, которые я задал бы Муссе Кусса, ливийскому невозвращенцу, если бы я был одним из его британских обработчиков, был бы, нет ли у него информации относительно предполагаемого еврейского происхождения Муаммара Каддафи, и думает ли он, что это имело значение для людей в Бенгази. Они борются с тираном, или они борются с евреем?
Прошлое семьи Каддафи иногда всплывает, когда биографы или исследователи ищут способы привлечь внимание. Он был воспитан мусульманами, бедуинами племени Каддафия, основной город которых - Сирт, где-то на полпути между Триполитанией и Киренаикой.
Хотя он правомерен в части своей политики в отношении Ислама и исламского единства (например, его ненависть к Израилю и его вмешательство в Уганде на стороне мусульманского диктатора Иди Амина), Каддафи не поддерживал ни традиционные мусульманские линии власти, ни политизированный фундаментализм, который называют Салафизм или Исламизм. Он ненавидит саудовскую королевскую семью, оплот фундаментализма. Его заявление, что в гражданской войне в Ливии он борется с Аль-Каидой, не полностью вымышлено.
Когда он и несколько других молодых военных свергли проамериканского Короля Идриса в 1969, они также восставали против религиозной сети Сенусси, которые глубоко консервативны. Они несколько походят на Братьев-Мусульман, но без их воинственной трансисламской программы. Сети и братства существуют всюду по арабско-исламскому миру. Они, функционально, несколько сопоставимы с религиозными сетями в продвинутых обществах - Раввинским Советом Америки, южными баптистами. Мы должны знать о них больше. Учитывая, что наше государство имеет аппарат разведки за триллион долларов, мы, я имею в виду нас как страну, должны. Возможно мы знаем.
Одна из первых вещей, которую Каддафи и другие молодые полковники сделали в начале 1970-ых, состояла в том, чтобы вести Kulturkampf против консервативных мечетей. Было дуновение маоизма в способе, которым они пошли и оскорбили пожилых, ученых (в рамках Корана), мужей и "очистили мечети". Свежий воздух, новые идеи, впустить женщин, все эти вещи радикальных молодых полковников - это было, как бы мы сказали по-немецки Zeitgeist, дух времени. Антиколониальный Третий мир был на марше. Сеннусси никогда не простили того, кто, в конечном счете, стал Руководителем (автором Зеленой Книги), и не случайно, что восстание началось на востоке, где они сильны, или были сильны. Вы можете стереть много культурной памяти за 40 лет, но с другой стороны, что-то останется.
Таким образом, одна из вещей, которые Вы хотели бы знать, находится ли антииудаизм, и раньше и до сих пор присущий большинству - не всем, но многим - консервативных исламистов, все еще в мозгах жителей ливийского востока. Это было бы интересно знать. Каддафи, как многие другие фашисты, принял более современную версию этой древней ненависти, импортированной из тоталитарной Европы. За современный антисемитизм нетерпеливо ухватились арабские националисты, еще до основания современного государства Израиль в 1948, чтобы напасть на Сионистский проект. Сионизм, конечно, является единственным успешным движением национального освобождения в истории Ближнего Востока, что стало еще одной причиной, позвольте об этом сказать мимоходом, почему неарабские и антифундаменталистские меньшинства, такие как берберы и курды, часто сочувствуют Израилю. Христианские меньшинства, особенно в Леванте, были склонны к "крайнему антисионизму" чтобы повысить свой статус у арабских националистов. Это не очень получилось, но люди – странные существа.
Египет и Саудовская Аравия, с Ираном, - мировые центры антисемитской пропаганды. Они смешивают вековой мусульманский антииудаизм с фантастической расовой паранойей, которую имели обыкновение извергать Геббельс в Германии и Жданов в Советском Союзе. Не является необычным встретить арабов, включая довольно молодых, кто, кажется, запомнил передовые статьи из Stürmer. Это верно также для мусульманских иммигрантов в Европе.
Утка о еврейском происхождении Каддафи – такой же "факт" появляется время от времени об иранском президенте Махмуде Ахмадинежаде - существенна только если принимать ее всерьез. Личная сторона этого может представлять определенный интерес для кабинетных психологов или биографов, как и полные ненависти спекуляции об Адольфе Гитлере, но и политически и стратегически важно то, имеем ли мы дело с массовым антисемитским явлением. Если да, это обернется против нас, независимо от того, какую помощь мы предлагаем людям, чья непосредственная цель- тиран у власти.
Сейчас, конечно, мы еще этого не знаем. Наш аппарат разведки не усмотрел, что арабские восстания грядут, так как мы можем ожидать, что они будут знать об их самых глубоких импульсах? Но отступничество Муссы Куссы важно, не только по очевидной причине, что оно указывает на "трещины в режиме", штампованную фразу, но и из-за того, что может показать информация из его расспросов.
Что Мусса Кусса - выгодный приз, самоочевидно. Посмотрите на это с такой точки зрения: если бы Лаврентий Берия угробил Сталина в 1949, как бы пошла Корейская война?
Сравнение было бы лучше, если бы один из главных мулл слетал на самолете в Лондон, или возможно принц Талил аль-Сауди, один из предполагаемых либералов около вершины семейного бизнеса. Лично я скорее соглашаюсь с Робертом Д. Капланом (никакого отношения, но друг), что с нашей точки зрения, было бы ужасно хорошо, если бы саудовская семья пережила аятоллакратию, по крайней мере достаточно долго для нас, чтобы увидеть, как оседающая пыль будет унесена в Тегеран; но Вы не всегда можете получить то, что хотите.
Был ли Мусса Кусса соблазнен или ощущал, что должен был рискнуть, мы еще не знаем. То, что он направлялся в Лондон, интересно. Британскому правительству он не нравится - он обвиняется в том, что он тайный лидер нападения на Pan Am 103 над Локерби, так же заказавший убийство нескольких ливийских оппозиционеров в Англии. Британская женщина-полицейский, Ивонна Флетчер, была убита ливийскими агентами при патрулировании около их посольства в 1984. Он мог быть обвинен в том, что заказал это убийство.
Однако, длинная рука Куссы убила оппозиционеров в нескольких европейских странах, так что возможно, он чувствовал, что не было большой разницы, и он пошел туда, где то, что он должен продать, ценится настолько, что он получит некоторые поблажки.
Британцы и французы и немцы тоже устанавливали добро, по крайней мере, с 2007, и имели в виду, что США, связанные реалполитикой, начали своего рода восстановление отношений уже в 2003, когда Каддафи, впечатленный американским энтузиазмом по поводу изменения режима, формально прекратил свою собственную программу развития оружия массового поражения. Кондолиза Райс останавливалась в Триполи в сентябре 2008, с официальным визитом. Политика - не удар головой.
Кусса стал министром иностранных дел в 2009 году. Таким образом, он возглавлял ливийскую дипломатию в вероломный период, когда было не совсем ясно, каким образом США намерены продолжать политику вызова Буша - агрессивно или скачком содействовать изменению режимов в арабо-мусульманском мире. Чувствовал ли он решительный поворот в администрации Обамы в последние недели, спровоцировавший восстание в Бенгази?
Возможно, он будет говорить, но на чем то, что такой коварный и хитрый человек говорит британским чиновникам (и в конечном счете французским и американским), будет сфокусировано первоначально – кто бы мог подумать - не на его мнении об американском правительстве, а только на мнении о Каддафи. Насколько он силен? Кто остается лояльным? Каковы там запасы, финансовые и военные? Кто является главным в Бенгази?
Если он расколется, даже если это будет сплошное вранье, то это будет интересно. Что Берия мог бы сказать нам в 1949! Кусса - один из самых старых товарищей по оружию Каддафи, и в течение многих десятилетий он был одним из горстки ключевых боссов безопасности и разведки режима.
Конечно, это может быть дезинформацией, но выяснить это остается разведывательным службам союзников. Даже если то, что он говорит, дезинформация, она может быть ценной, если мы знаем, как слушать.
Если Мусса Кусса говорит нам, что Переходное правительство Бенгази возглавляют бредящие антисемиты, у которых есть намерение разрушить Израиль – что, как всегда настаивал Каддафи, было его целью - как мы проверим это?
Время и историческое исследование скажут нам, насколько обдуманной, или насколько необходимой, или насколько неизбежной (если есть такая вещь в человеческих событиях), была наша политика на Ближнем Востоке, и я имею в виду не только в прошлое десятилетие, но и многие десятилетия. Мы можем предоставить определенное количество импровизации. Внешняя политика осуществлялась таким образом. Это расстраивает - иногда кажется, что мы импровизировали нашу ближневосточную политику начиная с той роковой встречи между Франклином Делано Рузвельтом и ибн Саудом около Красного моря, если не вернуться вообще назад, к войнам за Пиратский Берег.
Как великая держава, возможно, мы можем себе это позволить. Но мы не должны думать, что мы можем позволить себе шутить с антисемитизмом в мусульманском мире. Это сводится к самым основным элементам того, что Сэмюэль Хантингтон называет столкновением цивилизаций.
Это не призыв к панике: одной из характеристик тиранических режимов является то, что они скрывают и искажают общественные чувства и мнения. Мы должны быть настороже, а продолжать говорить с перебежчиками.
Комментарии
Может это вражеский автопереводчик сам постит?