Ливия: не вооружайте повстанцев
На модерации
Отложенный
Виктор Бут, бывший советский офицер ВВС, который якобы стал недобросовестным торговцем оружием, в настоящее время проживает в столичном исправительном центре в Нью-Йорке. Правительство Таиланда выдало его в Соединенные Штаты после его ареста в Бангкоке во время спецоперации, в которой американские агенты якобы обманули Бута, дав ему понять, что у него был шанс заработать деньги на продаже оружия колумбийским повстанцам. (Бут, который попадет в суд осенью этого года, отрицает эти обвинения.)
Я впервые услышал о Буте, когда я ездил в девяностых годах по Западной Африке, охваченной восстаниями и борьбой государств. Мой коллега по Washington Post Дуглас Фара базировался в Абиджане, Кот-д'Ивуар, примерно в то же время, и настолько заинтересовался якобы пособничеством Бута, через продажу оружия сброду повстанческих группировок Западной Африки, что стал соавтором книги, озаглавленной "Купец смерти".
Случай Бута - один способ войти в дебаты — очевидно идущие полным ходом в администрации Обамы — вооружать ли ливийских мятежников, которые стремятся свергнуть Муаммара Кэддэфи. С помощью какой доктрины или позы Администрация может преследовать по суду Виктора Бута с одной стороны, а с другой предоставлять вооружение ливийским мятежникам, принципы которых, способность, обучение, дисциплина, и понимание международных норм в области прав человека кажутся настолько сомнительными — и, может оказаться, не лучше чем таковые из многих из предполагаемых африканских клиентов Бута?
Объяснение для французского, британского, и американского вмешательства в Ливии было гуманитарным. Каддафи сказал, что убьет граждан Бенгази; у него были средства и возможность сделать так; у него был послужной список, который предполагал, что к его риторике отнесутся серьезно. При тех обстоятельствах было оправдано вмешательство в соответствии с международным правом. Я думал, что президент Обама был прав, действуя так, несмотря на неоднозначность дела и очевидные проблемы с тем, что делать дальше, после того, как Бенгази будет защищен.
Теперь политика администрации может мигрировать к идее снабдить мятежников оружием. Все же у мятежников нет пока еще никакого командного пункта; они служат политической единице (если это не слишком щедрый способ описать советы, которыми они были настроены в восточной Ливии), которая признана законной одной только Францией. Нет никакого способа контролировать поведение мятежников или считать их ответственными за их действия на поле битвы. Не ясно, против чего мятежники борются кроме выживания и возможности захватить лидерство в стране, переполненной нефтью.
Вооружить мятежников могло бы быть допустимо, если бы это было единственным способом достигнуть гуманитарных целей вмешательства. Все же нет никаких признаков, что так необходимо было сделать, чтобы защитить Бенгази как прибежище. Кажется ясным, что Бенгази может быть защищено с воздуха НАТО, даже если это требует проведения в жизнь зон "без полетов". Это может быть дорого, и воздушные операции могут продлиться дольше, чем американская или европейская общественность могла бы желать, но если это - поворотный момент, тогда вмешательство не должно было быть предпринято во-первых, и гражданских лиц Бенгази нужно было оставить их судьбе; высокая стоимость и неопределенная продолжительность воздушного вмешательства были абсолютно предсказуемы.
Оно не может быть политикой защиты жизней десятков тысяч ливийских гражданских лиц, только в том случае, если вмешательство соответствует определенным стандартам эффективности из недели в неделю.
Конечно, не все в администрации Обамы, может быть, даже не сам президент, продолжают двигаться на данном этапе только с целью защиты гражданского населения и создания политического убежища в восточной части Ливии. "Каддафи должны уйти" - не явные цели резолюции ООН, разрешающей вмешательство НАТО, но это предпочтение или теперь де-факто цель проведения вмешательства правительств стран НАТО. Собственная опрометчивая реакция Каддафи на вмешательство усилила решение убрать его.
Без сомнения, некоторые в администрации Обамы думают о безвыходном положении продолжительностью в десятилетие, которое развивалось в Ираке в течение девяностых при обстоятельствах, которые частично сопоставимы с теми, которые появляются теперь в Ливии; они хотят двигаться быстро, чтобы ухватиться за импульс ливийского восстания и отправить Каддафи в изгнание прежде, чем он сможет окопаться и выдержать долгую защиту Триполи. Однодневный захват - убедительный аргумент, но это не должно быть оправданием за предоставление возможности опрометчивого насилия, которое противоречит целям вмешательства в Ливию в первую очередь.
Поскольку отступничество ливийского Министра иностранных дел Муссы Куссы сегодня указывает, что есть много политических путей, все еще открывающихся, чтобы выгнать Каддафи. Даже если бы не было, это выглядит непрактичным - вооружить мятежников как способ быстро его свергнуть. Джон Ли Андерсон сообщает, что число мятежников, которые являются обучаемыми борцами, возможно, тысяча; их выступление до сих пор, ясно дает понять его сообщение с линии фронта, предполагает, что они не будут готовы в ближайшее время победить ливийского главу сил безопасности. Возможно, через шесть месяцев или год, с существенным обучением, они могли бы пройти на Триполи. Но проведение такого обучения и поставки, тайные или открытые, повернули бы вмешательство администрации Обамы из гуманитарного действия, разработанного, чтобы защитить гражданских лиц в поощрение войны по доверенности, посвященной изменению режима с гражданскими лицами в виде возможного сопутствующего ущерба.
Существует время, чтобы попытаться вытеснить Каддафи путем применения запретной для полетов, зоны запретной для передвижения; соблюдения санкций и увеличения политического давления на его режим. Если это действительно необходимо - сделать что-то более безжалостное, чтобы свергнуть его своевременно, то было бы лучше использовать эластичность резолюции ООН, и накрыть ударами с воздуха, предназначающихся для точно виновных командующих режима или по ценностям ливийского лидера, тихо сообщая ультиматумы Каддафи и его сыновьям. Точные бомбардировки НАТО в Белграде во время конфликта в Косово уговорили Слободана Милошевича отказаться намного быстрее, чем операции Армии освобождения Косово когда–либо смогли бы и ОАК похож на Вермахт по сравнению с повстанцами, которые гоняют туда-сюда по дорогам Ливии в последние дни.
Возможно не будет незаконным вооружать ливийских повстанцев на данном этапе, но это было бы неправильным, ненужным, нецелесообразным, и обреченным на провал.
Комментарии
Нефиг этим клоунам в синее небо "по самолетам" палить.
Поигрались с зенитками - и хватит. Это ж не просто киношный реквизит, а вещь строгой отчетности. Пора ее в часть возращать.