Успешный выход Эстонии из кризиса - миф
                        Международный валютный фонд в последнем отчете развеял миф о якобы  успешной экономической политике правительства Эстонии во время кризиса. 
В  отчете МВФ проводившаяся в нашей стране в период кризиса экономическая  политика названа ничем иным, как провалом. А в качестве положительных  примеров там приведены Польша, Венгрия и Словакия. Этот документ пока  что в Эстонии не обнародован. А может, и не будет, потому как у нас не  очень охотно публикуют критические замечания в адрес государственной  политики, касаются они экономики или же национальной политики.
Но  факт остается фактом - успешное антикризисное хозяйствование, о котором  с такой гордостью говорят наши министры, оказалось ничем иным, как  мифом. Мифом, в который, судя по результатам последних выборов, поверили  многие. Те, кто не удосужился задаться простым вопросом: как может быть  успешной экономическая политика, реализация которой обеспечила Эстонии  второе в Европе место по темпам экономического спада - 17,5%?
Плоды  этой политики характеризуют и другие цифры: за последние два года  безработица в Эстонии выросла вчетверо, превысив 100 тысяч человек.  Официально в последнее время безработица снижается - но кто не знает,  что в основном это происходит путем вычеркивания фамилий из списков  Кассы по безработице? И еще: за последние четыре года число проживающих  за чертой бедности людей в Эстонии выросло втрое - до 20%.
Наши  министры, конечно, предпочитают оперировать другими цифрами: они говорят  о маленьком внешнем долге и почти бездефицитном государственном  бюджете. Более того, наш министр финансов не стесняется называть работу  своего ведомства самой эффективной в Европе и обещает помочь  нуждающимся, подсказав, как правильно соблюдать в государстве жесткую  финансовую дисциплину.
Как-то не складывается: государство, если  верить правительству и приводимым им цифрам, живет все лучше, а вот люди  в этом государстве, если верить статистике, продолжают терять работу и  стремительно беднеть.
 Точнее, не складывалось, пока не прочел последнюю  статью Пола Кругмана, нобелевского лауреата в области экономики. Кругман  в The New York Times четко и внятно объяснил, в чем причина такого  несоответствия.
По мнению экономиста, многие европейские страны в  период кризиса допустили большую ошибку: когда экономика начала падать,  безработица расти, а доходы государства сокращаться, они решили первым  делом не бороться с безработицей, а озаботиться бюджетным дефицитом. Для  этого повышались налоги и сокращались государственные расходы - то есть  делалось то, чем занималось и наше правительство.
Ставшие на  этот путь европейские правительства рассчитывали, что малый дефицит  государственного бюджета позволит поднять доверие к экономикам их стран.  Однако рост налогов и сокращение государственных расходов лишь  усугубило появившиеся в связи с кризисом проблемы, поскольку падающую  экономику нужно поддерживать деньгами, без денег не создать и новых  рабочих мест.
В связи с доверием, о котором так любят поговорить и  наши министры, Кругман приводит в пример Ирландию, которая в период  кризиса тоже занималась не безработицей, а дефицитом государственного  бюджета. Проценты по ирландским гособлигациям с 2009 года выросли вдвое -  а это означает, что в такой же степени упало и доверие к экономике этой  страны. При этом уровень безработицы там достиг 13,5 процента.
Сначала  справьтесь с безработицей, а затем занимайтесь бюджетным дефицитом,  призывает нобелевский лауреат. Но, судя по всему, формирующие новое  правительство Эстонии партии не намерены прислушиваться к этому совету.  Ведь в качестве приоритета на ближайшие годы будущее правительство  назвало не борьбу с без
                        
                     
                    
Комментарии