Оглянёмся назад

На модерации Отложенный Недавняя работа Саида Бурятского, где был в негативном контексте упомянут Арби Явмирзаев, он же амир Мансур, выявила такие странные точки зрения и мнения, что я счел необходимым попытаться разъяснить и обратить внимание на некоторые моменты, затронутые нашими читателями.

Также обнаружилась одна характерная особенность наших споров – на определенном этапе полемики вдруг выясняется, что оппонент имеет совершенно неисламскую позицию в каком-то вопросе. Мне в таких случаях вспоминается история, приключившаяся в одном исламском ВУЗе Шама, когда кавказец в споре или, скорее, ссоре крикнул чернокожему студенту: “А вы вообще от обезьяны произошли!”. Когда же другой кавказец попытался его вразумить, сказав: “Что ты такое говоришь, мы же все произошли от Адама”, он ответил: “Ну да, мы от Адама, а они-то – от обезьяны!”.

Поэтому попытаемся рассматривать все факты и явления именно с позиций Ислама.

Конечно, мы не претендуем на знание истины в последней инстанции, однако, когда отдельные явные и, казалось бы, общеизвестные факты совершенно игнорируются – по незнанию, или с целью сокрытия правды – нам кажется, нужно эти факты напомнить и взвесить на весах Ислама, чтобы у мусульман не сложилось неверное представление о реальной действительности.

Мы надеемся, что более осведомленные и знающие братья исправят наши ошибки, а успех только от Аллаха.

Была ли Ичкерия исламским государством?

Подходя ко многим сложным явлениям, как, например, государственное устройство, мы видим, что часто официально декларируемое довольно сильно отличается от реально существующего. К примеру, Великобритания называется “конституционной монархией”, но монарх в ней настолько лишен власти, что остроумные англичане придумали высказывание “король царствует, но не правит”.

С точки зрения Ислама, безусловно, реальное положение дел имеет решающее значение для построения хукма, в то время как названиям особое значение может и не придаваться. Во всяком случае, рассмотрим и внешние и реальные стороны чеченского государства, и постараемся сделать общий вывод.

Любой, кто был уже совершеннолетним и разумным в 1991 году и интересовался политикой и событиями в Чечне, не может не знать, что, выйдя из состава СССР (декларация о государственном суверенитете и смена названия с “ЧИАССР” на “Чечено-Ингушскую Республику”, принятые еще завгаевским руководством), чеченские лидеры задекларировали курс на построение национального демократического государства. Все это было впоследствии закреплено в конституции ЧРИ, в частности то, что чеченский народ является источником власти, а законодательство находится в руках выбранных народом представителей. Всё это, безусловно, соответствует принципам демократического государства.

Само слово “республика” и означает такую форму правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу- парламенту.

То, что демократия является – с точки зрения Ислама – религий, и что всякая религия помимо Ислама – это куфр, должно быть также известно всем мусульманам.

Реально же Ичкерия не была, однако, и по-настоящему демократическим государством, которое подразумевает всеобщее (в том числе правителей, парламентариев, руководителей силовых структур) подчинение законам. Каждая сила, будь то тайп, вирд, банда, госструктура, джамаат, жила по своим собственным законам. Всякое разногласие этих сил с центральной властью или между собой могло запросто решаться вооруженным путем, как это случалось с группировками Б. Гантамирова, Р. Лабазанова, накшбандийско-надтеречной оппозицией, а затем с ямадаевцами и джамаатами.

Теперь рассмотрим, была ли Ичкерия исламским государством.

Прежде всего, дару-ль-ислам, земля Ислама, это, по определению факихов, та территория, на которой преобладают законы Шариата.

Шариат в Ичкерии был объявлен не раз. В начале первой войны его провозгласил Д.Дудаев. Затем, после её завершения, З.Яндарбиев заменил к концу 1996 г. светские суды на шариатские.

После выборов 1997 г. – вполне демократических – президент А.Масхадов назначил командующим шариатской гвардии старого джамаатовца Абдуль-Малика Межидова. Суды также пополнялись выпускниками салафитских учебных заведений, организованных, вчастности, шейхом Абу Умаром и другими братьями.

Однако нараставшее недовольство части “полевых командиров” деятельностью шариатской гвардии в итоге вылилось в вооруженный конфликт между джамаатами и “национальной гвардией” под руководством Сулима Ямадаева в Гудермесе в июле 1998 г.

Официальное руководство Чечни, к сожалению, стало в этом конфликте на “ямадаевскую” сторону.

25 июля в Грозном прошёл “съезд мусульман Кавказа”, на котором присутствовали также делегаты из Дагестана и Ингушетии. В резолюции съезда говорилось о необходимости запрета “ваххабизма” в регионе.

Судьи набирались теперь из кадров муфтия ЧРИ – Ахмада Кадырова. И хотя по-прежнему суды назывались “шариатскими”, ситуация поменялась в корне.

Начавшаяся и затянувшаяся война выявила – и продолжает выявлять – малодушных, лицемеров и предателей. Через несколько лет войны стало очевидно, что одни лишь джамааты, исламские силы – причем не только чеченские – готовы продолжать бороться с кафирами.

В 2002 г. руководство муджахидов во главе с А.Масхадовым приняло – в полном противоречии с демократическими процедурами – исламизирующие изменения в конституции ЧРИ.

Еще через несколько лет, в 2007 г., когда для руководства муджахидов демократическая и национальная риторика окончательно потеряла всякий смысл, Д.Умаров просто-напросто упразднил ЧРИ со всеми её институтами и объявил о создании на Кавказе исламского государства.

Насколько нам известно, никогда законы Шариата не преобладали на территории Ичкерии. Власть там на всём протяжении мирных лет (военное время в условиях тотальной оккупации, рассматривать не будем) принадлежала людям, достаточно далёким (на рассматриваемые моменты) от Ислама.

Просто как примеры, если кто забыл, или не знал никогда, в начале декабря 1994 г. Джохар Дудаев, да примет Аллах его шахаду, в Дибир-Юрте (Сунженская) встречался с П.Грачевым, министром обороны РФ, где они договорились о мире и распили по этому поводу бутылочку шампанского, что было заснято и транслировалось в новостях по телевидению.

В отряде Шамиля Басаева, да примет Аллах его шахаду, напавшем на Буденновск в 1995 г., по его собственному признанию 40% не совершали молитву, а 20% вообще были наркоманами.

В 1998 г. Аслан Масхадов, да примет Аллах его шахаду, после антиисламского путча в Гудермесе встал на кадыровско-ямадаевскую сторону. Абдуль-Малик Межидов и Арби Бараев были разжалованы из бригадных генералов в рядовые, шариатская гвардия и ИПОН расформированы. Был уволен председатель Верховного Шариатского Суда Шамсуддин Батукаев и другие судьи, в частности Абдуррахман Гойтинский, Фарук Хасуханов.


Безусловно, период между августом 1996 г. и июлем 1998 г. характеризуется сильнейшим ростом влияния Ислама на все сферы жизни чеченского общества и государства. Так сила религии Аллаха, Велик Он и Славен, в последнее время была, возможно, проявлена только в Афганистане, да и то неизвестно. Однако нам кажется, что не следует переоценивать свои успехи.

Большую часть существования ЧРИ можно, скорее всего, охарактеризовать, как некий симбиоз. Некоторые “исламисты” считали, что строят исламское государство и ничего страшного не будет, если использовать для прикрытия демократические и националистические лозунги, причем иногда эти лозунги использовались вполне искренне из-за простого невежества “исламистов”. “Западники” и “националисты” считали, что строят “демократическое” и “чеченское” государство, и для этой цели можно использовать лозунги Ислама, привлекая деньги и муджахидов со всего мира, с которыми потом можно будет без проблем ”разобраться”.

Обязательный признак дар-уль-ислам – это даже не публичные казни. Это запрещенность и наказуемость открытого проявления ширка. Кто-нибудь когда-нибудь в Ичкерии пытался бороться с поклонением мёртвым? Был ль разрушен хоть один идол над их могилами?

Мы не стараемся упрекнуть “исламистов”, мы хотим признать тот факт, что джамааты не имели в Чечне достаточной силы – военной ли, моральной ли – для подобных действий. Той силы, которую имел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда, войдя в Мекку, разрушил статуи вокруг Каабы, читая “Явилась истина, и сгинула ложь, поистине ложь обречена на погибель “.

Что такое ВС ЧРИ и шахиды ли те, кто погиб под знаменем ЧРИ?

Относительно заявлений о том, что все, кто воевал в Чечне, считали себя военнослужащими ВС ЧРИ, то это, по-видимому, не соответствует действительности. К примеру, после гудермесских событий 1998 г. и последовавшего нарастания конфликта между джамаатами и официальным руководством, имела место видеозапись, на которой практически все амиры чеченского Джамаата – Абду-ль-Малик Межидов, Арби Бараев, Ахмадовы, и др. – во главе с Абдуррахманом Иорданским в таком оскорбительном тоне обращаются к Аслану Масхадову, президенту и верховному главнокомандующему ВС ЧРИ, что невозможно представить, что они считают себя частью этих самых ВС ЧРИ.

Хаттабо-басаевский поход на Дагестан в 1999 г. тоже не выглядит как действие военнослужащих ВС ЧРИ.

И даже после знаменитой шуры 2002 года такие крупные чеченские амиры, как Абду-ль-Малик и Хамзат Гелаев, да примет Аллах его шахаду, отказались признавать Масхадова своим командующим.

Мы напоминаем об этих событиях для того, чтобы у нас было ясное представление о нашем прошлом. Ислам не нуждается во лжи. На войне можно обманывать врага, но нельзя обманывать самих себя, делая нашу историю более красивой, чем на самом деле.

Опросив несколько чеченцев, вышедших на джихад в 1999, 2000, 2001, 2004 гг., я не обнаружил никого, кто хотя бы в те годы считал себя военнослужащим ВС ЧРИ.

Что же касается муджахидов – нечеченцев, (а их также было немало, я знаю, к примеру, ингушскую семью, в которой шахидами в разное время стали четверо сыновей из пятерых ), то я пока не встретил среди них никого, кто бы считал себя бойцом ВС ЧРИ.

Те же люди, кто не знает или отрицает эти очевидные и общеизвестные для любого, кто хотя бы интересовался Исламом и джихадом в 1999 году, факты, те люди или говорят о том, о чем сами не знают, или искажают действительность для своих целей.

Оборонительный джихад при необходимости можно вести и под неисламским знаменем. Мы уверены, что люди, принявшие участие в этой войне, будут вознаграждены или наказаны по их намерениям, т.к. сама эта война, безусловно, является джихадом на пути Аллаха. Вознаграждены же будут только те, кто воевал для того, чтобы слово Аллаха было наивысшим, как сказал о том посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Освобождение своей земли является необходимым условием для установления на ней Шариата, но те, кто, воюя, собирался установить, например, демократию или строй, основанный на чеченских “понятиях”, не получат никакой награды.

Но на нас не возложено выяснение людских намерений, и мы заявляем, что все, кто погиб на джихаде и о ком неизвестно достоверно, что он не намеревался установить законы Ислама, все они – шахиды этого мира.

Тем не менее, некоторые увлеченные националисты неоднократно приписывали “имаратчикам”, особенно нечеченцам, высказывания о недействительности джихада и шахады тех, кто погиб до объявления Имарата. Мы лично просили этих людей привести ссылку – видеоролик, статью в интернете – где Сайфуллах Анзор или Саид Бурятский утверждают подобные вещи. До тех пор, пока подобные доказательства не будут предъявлены, мы считаем всё это клеветой. Если же кто-то из них сказал подобное, то это явная ошибка.

Нет никаких сомнений, что Чечня и лучшие представители её народа были и остаются стержнем и костяком того невероятного по соотношению сил джихада, который ведется на Кавказе, и практически все муджахиды Кавказа подтвердили это, присягнув лидеру чеченского государства Абу Усману Докку, да сохранит его Аллах.

Никто не может отрицать, что лучшие представители чеченского народа вот уже 18 лет подряд несут на своих плечах груз борьбы за освобождение от куфра. Несут вопреки заблуждениям, грехам и ошибкам своих правителей, всеми силами помогая религии Аллаха. Никто не может отрицать, что такой поддержки, какую на протяжении многих лет получают муджахиды от народа Чечни, не предоставил ни один кавказский народ.

Мы восхваляем Аллаха и осознаем, что благодаря именно объявлению Чечней независимости, мужеству и стойкости её лидеров и её народа, Аллах поменял ситуацию на всем Кавказе. Мы уверены, что такие люди, как Джохар, Аслан, Шамиль ушли из этого мира мусульманами, и надеемся, что их многочисленные благие дела, их шахада на пути Аллаха послужат причиной для прощения их грехов.

Мы безусловно признаем, что победа мусульман над кафирами в 1996 г. стала одной из важнейших причин распространения Ислама на всём Кавказе. Эта победа дала возможность для такого масштабного и открытого призыва, что арабские братья, приезжая в Чечню, восхищенно говорили: “Такой свободы для Ислама как у вас, нет нигде!”.

Шейх Абу Басыр ат-Тартуси, отвечая на вопрос, где, по его мнению, муджахиды ближе всего к Победоносной общине, ответил – в Афганистане и Чечне. В 2002 г. шейх Хумуд ибн Укля аш-Шуайби, да помилует его Аллах, советовал своим ученикам ехать в Чечню, а не Ирак, т.к., по его мнению, муджахиды Чечни ближе к Исламу и джамааты Чечни сильнее и опытнее иракских. Сегодня такой же совет дает шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси.

Всё это доказывает, что муджахиды Чечни стали путеводной звездой для искренних мусульман во всём мире.