Какую интригу разыгрывают Путин и Медведев вокруг Ливии

Военная операция в Ливии неожиданно для многих привлекла повышенное внимание иностранных МАСС-МЕДИА к другой точке земного шара – России.

• Во-первых, Москва удивила всех своей официальной позицией во время голосования в Совете безопасности ООН. Она просто воздержалась в вопросе о закрытии воздушного пространства над Ливией, хотя могла и заблокировать принятие данного решения. Именно на вето России рассчитывали многие критики будущей военной операции, возможно, его ожидал и сам Каддафи. Однако официальный Кремль в очередной раз удивил многих своих сторонников, когда не воспользовался уникальным правом члена СБ ООН.

• Во-вторых, обсуждение военной операции в Ливии впервые привело к публичной полемике внутри правящего в России тандема. Сначала премьер-министр В. Путин сравнил воздушные удары западной коалиции с "крестовыми походами", а президент Д. Медведев несколькими часами позже публично раскритиковал это заявление. Глава страны сказал о недопустимости использовать "выражения, которые ведут к столкновению цивилизаций, типа "крестовых походов" и так далее". Первый раз с 2008 года российские лидеры высказали в эфире противоположные точки зрения. 

Политологи всего мира, пораженные столь неожиданными реверансами российской внешней и внутренней политики, стали наперебой обсуждать последние новости и строить самые смелые прогнозы. Многочисленные журналисты также охотно подключились к разгадыванию этого политического ребуса.

Что может означать отказ России от наложения вето на решение Совбеза ООН?

Это, прежде всего, необычно. Ведь СССР, а потом Россия традиционно жестко придерживались нерушимого принципа – противодействовать силовому вмешательству во внутренние дела другого государства.

Единственный раз от этого правила отступил М. Горбачев, который позволил в 1991 году начать операцию «Буря в пустыне» с победоносным шествием войск НАТО в Ираке:

1. Россия выступала резко против применения военной силы НАТО в Югославии в 1995 и 1999 годах, в Ираке 2003 года и даже во время кризиса в Зимбабве в 2008. Последний случай особенно примечателен. Дело в том, что недавно избранный на свой пост президент РФ Д. Медведев сначала, на встрече Большой восьмерки, поддержал идею решительных действий против зимбабвийского диктатора Р. Мугабе. Но потом, неожиданно, Россия наложила вето на решение СБ ООН о введении санкций против Зимбабве. Тогда это объясняли несамостоятельностью Д. Медведева, которого, якобы, «одернул» В. Путин.
2. Теперь Д. Медведев второй раз в новейшей отечественной истории нарушил краеугольное правило российской внешней политики. Кроме того, теперь уже он «поставил на место» В. Путина, который поспешил раскритиковать это решение, основываясь на традиционном для России векторе политических интересов в мире.
3. Все западные и либеральные российские СМИ в один голос заговорили о реализации пресловутой «перезагрузки» США и России и о неких "тайных договоренностях" между лидерами государств, об оформлении прозападного курса президента Д. Медведева. Снятие с поста российского посла в Триполи, которого последнее время называли «Рупором Каддафи», лишний раз доказывает особую позицию российского президента.