Культурная политика без культуры: практопия РБ
К девятому дню поминок очередных выборов Президента РБ белорусский народ был одарен программой Культурного развития на следующую пятилетку. Прежде чем разойтись с лёгкой душой выполненного долга, белорусские чиновники вспомнили о Культуре.
Если проект социально-экономического развития на 2011-2015 годы ещё привлёк некоторое внимание сознательной общественности, способной читать и находить логические взаимосвязи между суммой не слагаемого воедино, то задачи культурного развития были артикулированы в роковой тишине.
Вчитываясь в четыре страницы прозы (и девяносто четыре листа приложения в таблицах и цифрах), в которых вместились все задачи и установки, мы можем лишь вопрошать: «Если государство белорусское существует не для белорусской культуры, как оправдать бессмысленность нищего существования миллионов белорусских простолюдинов на протяжении столетий?». Обратимся к текстам государственных программ социально-экономической и культурной политики Республики Беларусь, чтобы отыскать в «стоге сена» хотя бы понятие культуры. Не вступая в сложные и запутанные дискуссии по поводу её определения, предположим, что она всё-таки ещё существует не только в сердцах некоторых белорусов. Тогда феномен белорусской культуры должен иметь и некое понятийное воплощение в политических документах, определяющих задачи, направления и способы социально-экономического устойчивого развития. Что же мы находим на практике?
1. Политиков интересует не столько сама культура, сколько свой собственный имидж:
«Стратегическим направлением деятельности в сфере культуры является укрепление позитивного культурного имиджа страны» (Государственная программа «Культура Беларуси », Глава 1).
2. Показателями развития культуры являются количество зданий и их посетителей. «187 клубных учреждений нового типа» внушает оптимизм и веру в будущее страны. И уж совсем можно успокоиться, когда осознаёшь, что «Практически каждый второй житель Беларуси - пользователь публичной библиотеки. Начали функционировать более 900 библиотек агрогородков, которые являются качественно новыми социально-культурными учреждениями в сельской местности» (Гл. 2).
3. Чтобы обнадёжить подрастающее поколение, убедить его в том, что оно не останется без культуры, нам сообщают:
«Более тысячи организаций культуры имеют постоянный выход в Интернет, около 250 - сайты» (Гл. 2).
4. И если всё-таки закралось сомнение относительно того, что происходит с культурой и что мы строим - Вам напомнят: Мы идём по пути «создания цивилизованного рынка услуг» (Гл. 3).
Очевидно, что такого рода документы могут внести вклад в расстановку значимых точек над «и» нашей политики. И всё же позволительно спросить: к чему эти точки, если уже нет над чем их ставить? Ответ поражает своей откровенной правдой - ради ИМИДЖА:
«В имиджевых коммуникациях государства культура является наиболее эффективным ресурсом позиционирования страны на зарубежные аудитории, репутации Республики Беларусь в мире как страны с большим духовно-нравственным потенциалом общества» (Гл. 2).
Остаётся лишь пожелать белорусскому так называемому «Большинству» успехов на пути создания соответствующего имиджа и должного позиционирования себя как народа Культурного.
Комментарии
И кто тут ещё про культуру говорит?
и компенсируют это показной грамотностью!
С точки зрения банальной эрудиции, чтобы написать подобное нужно как минимум закончить Венириситет Культуры и Отдыха. Трындец...