НАТО пока не определила свою роль в операции в Ливии

К началу третьих суток ударов по Ливии НАТО так и не определилась со своей ролью в операции, а ее участники – со структурой командования коалиции. В то же время, Вашингтон, Лондон и Рим намерены как можно быстрее возложить ответственность за ее проведение на альянс.

Состоявшиеся накануне многочасовые заседания Совета ЕС на уровне министров иностранных дел и Североатлантического совета на уровне послов выявили лишь фундаментальные разногласия между странами – членами этих двух международных организаций. Формально Североатлантический совет должен принять решение “о начале операции НАТО по обеспечению закрытой для полетов зоны над Ливией”. На практике речь идет об определении роли НАТО в уже развернутой операции.

На сегодняшний день для этого у блока существуют четыре возможности: не принимать участия вообще; проводить две независимые операции – по морской блокаде для обеспечения эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки оружия и по оказанию гуманитарного содействия; оказывать содействие коалиции в управлении военными действиями, не включаясь официально в военную операцию; официально принять на себя командование военной операцией.

В настоящий момент все участники коалиции действуют порознь, координируя действия между национальными генштабами при общем управлении, которое осуществляют американцы со своих баз в Рамштайне /Германия/ и Неаполе /Италия/. В то же время, США уже недвусмысленно заявили, что намерены перейти на вторые роли в этой операции. Как отметил министр обороны США Роберт Гейтс в понедельник утром по дороге в Москву, Вашингтон предпочел бы “передать командование Франции и Великобритании или отдать его в руки НАТО”.

Нескоординированный характер операции в Ливии, отсутствие четкого плана и ясной задачи становится очевидным ее участникам. Норвегия уже приостановила участие своих самолетов в операции до окончательного решения вопроса о ее командной структуре. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони высказался еще более категорично, пригрозив, что его страна может “отказать коалиции в предоставлении своих военных баз, если командование не будет передано НАТО”.

Против перехода военной операции “под знамя” НАТО яростно выступает Франция. Париж не без оснований опасается того, что, если возглавит командование альянс, не пользующийся любовью в исламском мире, это может оттолкнуть от коалиции арабских партнеров. Это может лишить кампанию в Ливии поддержки стран региона и сделать реальностью наихудший сценарий – начало “войны Востока и Запада” в Джамахирии. В этих условиях Париж готов пойти на участие штабных структур НАТО в управлении коалицией без официального перевода операции под командование альянса. Эта возможность представляется наиболее выигрышной, однако нет никакой ясности, как столь сложную формулу реализовать на практике.

Как сообщила сегодня британская газета “Файнэншл таймс”, действия Франции на начальной стадии проведения военной операции в Ливии вызвали серьезные разногласия в рядах коалиции.

“Действия Франции, включая, по словам западных дипломатов, нанесение первого удара по Ливии без должного информирования об этом своих союзников, вызвали гнев у представителей США и Великобритании и оказывают теперь негативное воздействие на усилия по передаче командных полномочий от США к НАТО, – указывает издание. – Напряженность в этих отношениях настолько возросла в минувший понедельник, что послы Франции и Германии при НАТО покинули заседание Совета Североатлантического альянса ...после того, как генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен подверг критике Париж за создание затруднений для участия НАТО в операции, а Германию – за нежелание принять активное участие в ее проведении”.

“Возникли серьезные трения между США, Великобританией – с одной стороны и Францией – с другой”, – заявил газете представитель одной из западных стран. Он сообщил, что члены Североатлантического альянса в течение нескольких недель упорно работали над тем, чтобы передать НАТО командные полномочия в осуществлении “ливийской миссии”, но Франция своими действиями едва не сорвала все эти усилия. “Когда мы приблизились к достижению договоренности в НАТО, Франция внезапно блокировала всю эту работу, что вначале у всех нас вызвало замешательство, – рассказал упомянутый представитель. – Потом стало понятно, что президент Франции Николя Саркози хотел объявить о нанесении воздушных ударов по Ливии сразу после завершения парижской встречи, на которой он вместе с премьер-министром Великобритании и госсекретарем США обсуждал совместные военные действия в отношении режима Муамара Каддафи”.

Представитель Франции отверг обвинения в совершении несогласованных, односторонних действий в отношении Ливии. “Все воздушные удары координировались с нашими партнерами, – заявил официальный представитель французского министерства обороны. – Все участники операции были в полной мере проинформированы. Что же касается целесообразности полного информирования /об этом/ НАТО, которая не была вовлечена в проведение этой операции, то это другой вопрос”.

Несколько более мягкую позицию занимает Германия. “Бундесвера в Ливии не будет, – заявил глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле. – Мы полностью уважаем решения государств, которые образовали военную коалицию. Это не значит, что мы нейтральны, это не значит, что мы поддерживаем Каддафи, но это значит, что мы взвешиваем риски, и, если учитывать заявления, сделанные накануне Лигой арабских государств, которая начала критиковать действия коалиции, получается, что наши опасения, к сожалению, были обоснованы”.

Германия не возражает против передачи операции под управление НАТО, но также требует четкого определения ее целей и детализации мандата.