Война и мир: выбор Саакашвили

В Швейцарии в очередной раз закончились переговоры по урегулированию конфликта между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Все остались при своих: Грузия не готова подписывать договор ненападении со своими бывшими территориями. Несмотря на недавние громкие заявления Михаила Сааккашвили с трибуны Европарламента, этот вопрос уже более 15 лет остается открытым. Впрочем, оно и понятно: подписав какие-либо документы, Тбилиси будет ограничен в средствах. То, что сейчас проходит перевооружение страны, затеявшей войну, а также ставшей причиной гуманитарной катастрофы, ни для кого не секрет. Саакашвили не устает рассказывать, что он очень боится страшной и воинственной России, и потому копит оружие, с надеждой защититься от агрессии с Севера. Впрочем, эту же тему эксплуатировали сотни лет многие соседи России, это вообще судьба мелких государств, - работать на геополитических противоречиях.

Без подписания соглашений о ненападении любые дискуссии лишаются смысла: о каком восстановлении отношений, если даже говорить об очень длительной перспективе, может идти речь, если грузины отказываются просто не нападать вновь и вновь на своих теперь уже соседей? Столь странное упорство можно объяснить только тем, что Михаилу Саакашвили выгодно не только существующее положение вещей, но и даже нагнетание ситуации. Все восторженные отзывы о «достижениях грузинской демократии» меркнут по сравнению с чудовищно низким уровня жизни населения, особенно в провинции. Размах политических репрессий также не снился ни одному российскому оппозиционеру. Грузинская оппозиция запугана: любое мало-мальски серьезное выступление жестко пресекается силами правопорядка, особо настойчивых борцов с режимом сажают в тюрьмы по нелепым и надуманным обвинениям. Управлять политическими процессами значительно проще и быстрее, если страна находится в состоянии страха перед иностранным вторжением: можно оправдать любую несправедливость заботой о благе народа. Чем власть активно пользуется, обвиняя всех неугодных в шпионаже в пользу России.

В целом, при такой приятной глазу среднего западного человека витрине, какую сделали за эти годы из Тбилиси, и при наличии неразрешимых этнических и территориальных проблем Михаил Саакашвили не только способен сохранять власть в стране в своих руках, в том или ином виде (после окончания второго президентского срока вступят в силу поправки в конституцию, и он станет премьер-министром с огромными полномочиями), он способен еще и вытрясать из спонсоров значительные суммы на устройство беженцев, на перевооружение, на демократию…

То, что Грузия не намерена искать пути для мирного сосуществования с новыми республиками, говорит упорное нежелание Тбилиси идти на какие-либо компромиссы ни с абхазами и югоосетинами, ни с русскими.

В переговорах по ВТО, которые идут сейчас в Берне между российскими и грузинскими экспертами, грузины выставляют совершенно неприемлемое для Росси условие: на границе между Россией и Абхазией и Южной Осетией таможенные посты будут стоять грузинские. Максимум, - при содействии миссии европейских наблюдателей. Получается, Россия по факту должна отыграть назад в вопросе признания независимости этих двух государств. Таким образом, можно констатировать, что со стороны Грузии ведется политический шантаж относительно ВТО. Вопрос в том, ведется ли этот шантаж в качестве самостоятельно решения, или же согласован с администрацией в Вашингтоне. Учитывая, что спонсором проекта «Грузия» являются США, вряд ли что-то в Тбилиси решается без оглядки через океан. Так что грузинское упорство - это решение Штатов, которые уже не в первый раз тормозят вступление России в ВТО чужими руками. Впрочем, как уже многократно обсуждалось, ВТО пока что представляет слишком много опасностей для российской экономики, чтобы можно было с уверенностью говорить о сугубой необходимости туда вступить. Хотя, конечно, переговоры по вступлению стоили нашей стране и так немало уступок, тем же финнам, чтобы вот так запросто бросить переговоры, и продлить вступление еще на неизвестное количество лет. Скорее всего, компромисс по ВТО будет принят на уровне Обама - Медведев, а вопрос с границей между Россией и Грузией будет решен как-то иначе, или же решение по нему будет отложено на неопределенное время.

Пока что ситуация в регионе остается крайне опасной, ведь нестабильная Грузия является будоражащей темой для своих соседей. Так, после 2008 г. Вновь обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Да и террористы на Северном Кавказе, как утверждают российские силовики, активизировались не без грузинской поддержки. То, что официальный Тбилиси не намерен решать свои проблемы путем компромиссов и переговоров, предпочитая нагнетать ситуацию, говорит не о глупости ее властей, а о том, что такое поведение приносит им больше преференций. Особенно при грамотной и идеально организованной информационной поддержке, в чем россияне, безусловно, намного уступают грузинам