Грузия в Женеве зашла в тупик

«Техническим нокаутом», по спортивной терминологии, закончился для Грузии 15-й раунд Женевских переговоров по безопасности в Закавказье. Тбилиси в очередной раз предложил Москве заключить соглашение о неприменении силы, хотя сторонами конфликта 08.08.08 были Грузия, Абхазия и Южная Осетия. Ничего иного в домашних заготовках у Тбилиси не оказалось - за Грузию все решают в Вашингтоне.

Накануне дискуссий в столице Швейцарии главный дипломат Сакартвело Григорий Вашадзе в интервью Радио «Свобода» проговорился, что «Грузия уже исчерпала лимит инициатив». В их число она включает ввод международных сил безопасности в Абхазию и Южную Осетию, а также возвращение грузинских беженцев. Очевидно, что такие пакетные предложения Сухум и Цхинвал считают совершенно неприемлемыми, а Москва может выступать, например, гарантом соблюдения мира только в случае подписания сторонами конфликта соответствующих и юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между ними.

Кроме того, соглашение Медведева-Саркози после августовской войны реализовано по всем пунктам, кроме единственного - обеспечения безопасности. И позиции Москвы, Сухума и Цхинвала в этом вопросе сходятся: Тбилиси непременно должен подписаться на неприменение силы, без чего невозможно добиться результативности переговоров в рамках женевского формата.

Однако Грузия продолжает настаивать на своем. На своем ли? «Тренерские установки» исходят не из Тбилиси, а из Вашингтона. И его официальные представители с завидной постоянностью используют малейшую возможность озвучивать их, что не мешает, однако, конструктивному сотрудничеству с Москвой.

Слепое следование заокеанским заготовкам загоняет Грузию в тупик и лишает смысла женевские консультации. Они проводятся уже третий год, но единственным их положительным результатом стало достижение соглашения о предупреждении инцидентов на сопредельных территориях сторон конфликта и проведении регулярных встреч по их предотвращению. Кроме того, между ними создана круглосуточная «горячая линия». Худо-бедно, это способствует обмену пленными и задержанными нарушителями границ.

Причем представители Южной Осетии на 13-м раунде женевских встреч удивили участников переговоров по постконфликтному урегулированию инициативой обсудить тему возвращения жителей Лениногорского района в свои дома. Этим они ввели в ступор представителей ООН, ОБСЕ и Евросоюза. Хотя из внутренних районов Грузии за последние два десятилетия были выдавлены десятки тысяч осетин, о чем в Тбилиси предпочитают умалчивать.

И только спустя два года после поражения в бесславной войне против соседских народов Грузия спохватилась и начала трубить и о своем миролюбии. Президент Саакашвили 23 ноября прошлого года выступил в Европарламенте и побожился не применять силу, по официальной грузинской терминологии «ни против оккупационных сил, ни против оккупационных режимов». Грош цена таким обязательствам, и верить им не приходится. Ведь за несколько часов до ночного нападения на Цхинвал он также клялся в любви к «братьям-осетинам». Чем это обернулось, известно всему миру.

Естественно, что в Сухуме и Цхинвале не верят ни одному слову грузинского лидера. И в Москве, впрочем, тоже. Вербальные перехлест и непозволительная в дипломатии лексика Саакашвили и его чиновников, адресованная России, Абхазии и Южной Осетии, перечеркивают оптимистичные надежды женевских переговорщиков.

Более того, Грузия изощряется в том, как бы больше навредить и затоптать ростки доверия между участниками конфликта. Так, например, Тбилиси прекратил транзит природного газа в «оккупированный» Ленингорский район Южной Осетии, и уже третью зиму его жители замерзают. В ответ власти Грузии получили из Цхинвала официальное предупреждение: если грузинской стороной не будет решен вопрос возобновления поставки газа, то в летний период Южная Осетия «политизирует» подачу поливочной воды в Горийский район Грузии.

Так что Тбилиси рискует забить гол в свои ворота.

При этом Тбилиси воодушевляет вербальная поддержка вашингтонских патронов, как, например, помощника госсекретаря США Филиппа Гордона: «Мы уважаем суверенитет и территориальную целостность Грузии и считаем, что Россия все это нарушает. Нас не удовлетворяет существующее положение, и мы не прекратим попыток для его изменения». Но это совершенно не означает, что мысли США только и заняты грузинской проблематикой.

Куда более серьезными и взвешенными являются оценки ситуации в постконфликтной зоне американских экспертов и прогнозы на будущее, которые изложены в специальном докладе. Его составили научный сотрудник по Программе национальной безопасности и международной политики из Центра американского прогресса (Center for American Progress) в Вашингтоне Сэмюэл Чарап и Кори Уэлт - заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований (Institute for European, Russian and Eurasian Studies) при Школе международных отношений им. Эллиота, Университет Джорджа Вашингтона. Они видят два возможных варианта развития событий, причем взаимоисключающих.

Первый - это современный вариант разделенного Берлина с бетонной стеной, которая может простоять десятки лет. В сохранении подобного статус-кво нет позитива, так как Грузия не может развиваться при условии сохранения не урегулированных конфликтов. Более того, не исключено, что Тбилиси наткнется на международное презрение, так как друзья с Запада могут устать от того, что Грузия использует любое международное мероприятие для ссоры с Россией. Вариант, считают авторы доклада, совершенно бесперспективен. И, как это принято у американцев, они приготовили план «В».

Другое дело, полагают они, если Тбилиси, Сухуму и Цхинвалу удастся наладить процесс трансформации конфликта, при которой произойдет ослабление напряженности, сближение людей, проживающих на линии разделения, укрепится доверие. Только при достижении этих базовых условий станет возможным развить процесс урегулирования, установить торговые и экономические связи. Это потребует установления деловых контактов между властями, благодаря чему стороны прекратят враждовать друг с другом, а также найдут совместные пути для окончательного решения конфликта.

Эксперты затрудняются в определении сроков реализации своих предложений, но полагают, что именно такой путь, опять-таки через десятки лет, приведет к мирному и справедливому разрешению конфликтов. Причем берут на себя смелость прогнозировать, что при таком раскладе будет достигнуто полное восстановление территориальной целостности Грузии, примирение грузин, абхазов и осетин. А в окончательном итоге - и полная нормализация российско-грузинских отношений.

По мнению аналитиков, этот сценарий намного предпочтительнее для национальных интересов США по целому ряду причин - в первую очередь потому, что США взяли на себя обязательство содействовать разрешению конфликта. Кроме того, разрозненная и нестабильная Грузия может вызвать новую серию острых конфликтов в неустойчивом регионе. Сохранение существующего положения вещей создает серьезную напряженность во всей международной системе и мешает другим целям США, которые долгое время утверждают, что намерены способствовать реализации политических и экономических преобразований в постсоветских государствах.

Рациональное зерно и здравый смысл такого варианта умиротворения очевиден. Но грузинские лидеры, похоже, застряли на тупиковом сценарии и не замечают или не хотят видеть преимущества второго пути нормализации отношений с соседями. Следующий раунд переговоров в Женеве назначен на 7 июня. Что ожидать из Тбилиси? Мяч сейчас на его стороне.