Зачем кремлевской больнице бюджетная реформа?

Реформа бюджетного сектора - мало сделано и многое непонятно. Такие ощущения остались после сегодняшней встречи экспертной группы по направлению «Реформа бюджетного сектора в экономике».

Еще в 2003 году было решено преобразовать государственные и муниципальные учреждения в следующие три типа: казенные учреждения (действуют без образования юрлица), бюджетные учреждения (сильно зависимы от собственника-государства, например, ограничены в управлении переданным им имуществом) и автономные учреждения.

Пока автономных учреждений немного. Разделение остальных на казенные и бюджетные на федеральном уровне закончено только в принципе: то есть самого преобразования не было, но решено, с каким учреждением как поступят, пояснил замдиректора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина Михаил Алашкевич. На региональном уровне процесс все еще идет. На дворе, заметим, 2011 год.

Почему автономность так важна для госучреждений? Главный врач ФГУ «Клиническая больница» управления делами президента Елена Яшина привела жизненный пример: «Мне подкидывают на проходную умирающего пациента, зная, что мы можем оказать высокотехнологичную медицинскую помощь. Мы ее оказываем, потому что неоказание - это уголовное преступление. Но у меня есть средства только на оказание медпомощи прикрепленному контингенту».

Переход к автономности, конечно, не избавил бы больницу от подброшенных больных, но лечение не прикрепленного к клинике человека перестало бы быть финансовым нарушением - ведь автономное учреждение отчитывается не по статьям сметы, а по результатам работы. Перевод в новый статус избавил бы руководство больницы от ненужной финансовой эквилибристики.

Бюджетный сектор (больницы, школы и другие учреждения культуры, образования, спорта, медицины и соцобслуживания) - это огромная махина. Он состоит из 230 000 учреждений, занимает 22% в ВВП и 57% в расходах консолидированного бюджета (почти 10 трлн руб.). Не всегда к его реформированию можно напрямую применить западный опыт. Просто пример: в Германии в деревнях нет школ, потому что автобус объезжает деревни и подвозит детей в школу в ближайшем городе. В России с ее расстояниями и дорогами этот подход не реализовать, что ведет к дополнительным расходам на содержание множества маленьких школ в мелких населенных пунктах.

Это одна из причин, почему тормозит реформа бюджетного сектора и в целом реформа государственного бюджета. Хотя Михаил Алашкевич заявляет, что министерство продолжает строить госбюджет по более прогрессивным программным принципам и по-прежнему планирует закончить работу к 15 апреля. Но Минэкономразвития уже говорит об отставании от графика и предлагает отложить это дело на два года.