Кабардино-Балкария - путь к кавказскому Талибану

На модерации Отложенный

Последние новости из республики похожи на военные сводки: убийства милиционеров, чиновников и туристов, взрывы и обстрелы.

Туризм -  основная экономическая отрасль республики, им кормятся десятки тысяч жителей. Туристов раньше не трогали. До недавнего времени. После расстрела туристов в Баксанском ущелье стало очевидным, что террористическое бандподполье стремится уже полностью парализовать жизнь республики.

Еще недавно КБР называли "островом стабильности на Северном Кавказе". В отличие от других регионов тут было относительно спокойно. В 90-е годы на деньги республиканского бюджета десятки молодых людей отправлялись за религиозным образованием в арабские страны, в том числе в Саудовскую Аравию. Эти "молодые имамы" привезли с собой бациллы ваххабизма и начали активно их распространять.

Они подмяли под себя к 2005 году всю мусульманскую религиозную жизнь республики. Были целые кабардинские села, где вся молодежь становилась ваххабитами. Из сельских мечетей выгоняли старых имамов. Как грибы в начале 2000-х годов появлялись альтернативные мечети, их организовывали в спортзалах, складах. Порой сотни молодых людей массово и демонстративно совершали намаз на берегу реки Нальчик.

Потом, после восстания в Нальчике, власти начали борьбу с мечетями в спортзалах и с самозваными имамами.

В 2006 и 2007 годах в республике было вроде бы снова спокойно, но уже в 2008 году террор начал постепенно возрождаться, а в 2010-м заполыхал с невиданной ранее силой.

Теракты стали бытовым, чуть ли не ежедневным, явлением. Убивали чиновников, милиционеров, народных целителей и знахарей.

Похоже, что одними закрытиями мечетей и арестами проблему террора решить нельзя. Клин можно было вышибить только клином: требовалась аргументированная религиозная работа по разоблачению и нейтрализации ваххабитской пропаганды.

Что же теперь представляет собой общественная жизнь в республике? Идущие чередой теракты показали: налицо правовой коллапс. Идет массовое увольнение из милиции. Со всех бизнесменов ваххабиты уже давно собирают "налог на джихад". Скрытая исламизация пронизывает школы, университет. В республике абсолютно спокойно ездит масса автомашин, у которых российские флаги на номерах демонстративно заклеены черной изолентой.

Безусловно, все понимают, что если обстановки и дальше будет ухудшаться, то рано или поздно КБР сначала превратится в нынешнюю Ливию, а потом  и в Сомали, где за просмотр футбольного матча исламисты бьют кнутом или расстреливают. Всякий компромисс с радикальным исламом будет только передышкой, ведь для ваххабитов дело всей жизни — джихад, священная война, вплоть до всемирного Талибана.