«На раёне»
У харизматических лидеров типа Пол Пота или Гамсахурдиа была загадка: как можно совмещать просвещенность с дикарскими политическими методами.
Для кого этот год заканчивается вроде бы без особых достижений, так это для привластных молодежных организаций. «Наши» вообще умудрились проиграть в суде: их иск к «Эху Москвы», где их не похвалили за травлю Подрабинека, был отклонен. Впрочем, это вряд ли можно рассматривать как торжество правосудия – перед этим молодежь, срывавшую в подъезде жены Подрабинека почтовые ящики, не одобрил Владимир Путин. Так что все в русле и в рамочках.
В том же русле и в тех же рамочках – ежедневная, кропотливая работа «Молодой гвардии «Единой России» по освещению любых проступков хоть сколь-нибудь заметных персонажей из КПРФ и «Справедливой России». Этакое пролонгированное «сам дурак!». Причем совершенно бесполезное: неприятных новостей про членов «Едра» появляется больше по законам статистическим, а не политическим.
Это, конечно, глуповато, но не столь мерзко, как борьба с нелегальными мигрантами, в коей преуспели «Россия молодая» и «Местные». «Местные» – это подмосковная организация. Учитывая общие тенденции развития «молодежек», следует ожидать появления организации «На раёне» и далее – до мышей.
«Местные» прославились тем, что с самого начала не утруждали себя креативом: заимствовали все. Их акция с призывом не пользоваться услугами таксистов-мигрантов (нелегальных, добавляли они) была откровенно скопирована с нацистской «не покупайте у евреев». Один из плакатов они взяли у швейцарских правых радикалов, замечены они были также в заимствовании лозунгов аж из ЮАР.
Есть еще «Новые люди» в Волгограде, которые занимаются всем, в том числе борьбой с тем, что они называют легальными наркотиками. Не то энергетические напитки, не то еще что-то – уж и не разберешь. Заказ, похоже, коммерческий, что очень хорошо, просто прекрасно.
Действительно хорошо, гораздо лучше, чем мерзкие отчеты «молодежек» о том, как они в недавние холода накрыли в выселенном доме мигрантов. На мороз! Молодежь сознательно натравливается на самую незащищенную и забитую часть населения. Падающего подтолкни – такова, в сущности, идеология кремлевских «молодежек». При этом прогрессивная общественность и демократическая интеллигенция стараются этого не замечать.
А потом почему-то удивляются тому, что под суд по обвинению в экстремизме попадает антифашистский фильм Павла Бардина «Россия 88». Фашизм – это ведь не обязательно то, что должно декларироваться и становиться институтом. Возможна и его инфильтрация, постепенное принятие его людьми, властью, обществом. Это ведь еще и некие ценности на уровне повседневном, некая картина мира, некая мораль. Неототалитаризм в современной России так и складывается – по кусочкам, по фрагментам, как пазл.
Просто не наступил еще момент, когда вдруг, неожиданно для всех, кто наблюдал этот процесс и даже участвовал в нем, возникнет новое качество.
«Молодежки» – часть этого пазла. И то, что сейчас их деятельность предстает мелкой, фрагментарной, ситуативной нисколько не умаляет их значения. Они уже пишут политические доносы в связи с назначениями в московских библиотеках. Формулировки прекрасны:
«В Библиотеке украинской литературы ставят свечи, поминая «жертвы голодомора», из ряда библиотек в центре города выгоняют заслуженных работников и заменяют их ненавистниками всего русского. В Москве образовался плацдарм для антигосударственных сил… У молодёжи вызывает недоумение то, каким образом носитель киевского русского оранжизма после громкого скандала, связанного с откровенной антирусской деятельностью в библиотеке Украинской литературы, возглавил сеть столичных библиотек в Центральном административном округе. С подачи Валентины Валерьевны в нескольких библиотеках проводятся «дни украинской культуры» – произошла микроукраинизация ряда московских библиотек, не имеющих в своих фондах литературы на мове».
Да-да, уже слышу: зачем же вы пиарите всякую гадость? А чтоб потом не говорили, что никто ничего не знал. Не знал того, что для молодежного движения, поддерживаемого властью, преступлением являются поминовение жертв тоталитаризма и дни украинской культуры в Москве. Сегодня украинской – завтра любой другой.
Вот только безличное «власть» следует заменить на конкретные имена и фамилии. Во множественном числе, хотя речь идет об одном человеке, – существуют разные точки зрения о имени и происхождении Владислава Юрьевича Суркова. Впрочем, это всего лишь часть демонизации его образа, такая же, как его манера фотографироваться в черном костюме и галстуке со скрещенными а-ля Бонапарт руками на груди. Демонизируют его и те, кто удивляется, как это он сочетает работу с «элитой и быдлом» (в кавычках, ибо это название статьи о нем) с деятельностью иного рода:
«Как можно вести беседы с Прохановым о розенкрейцерах или со Шнуровым о Шенберге, будучи одновременно создателем и вдохновителем всех этих топором деланных прокремлевских молодежных движений? Как можно писать о связи Миро с апофатическим богословием и устраивать на Театральной площади акцию со спусканием книг Сорокина в унитаз?».
Но это же типичнейший портрет харизматического лидера типа Мао, Пол Пота, Агостиньо Нето, Гамсахурдиа! У всех у них была та же загадка: как можно совмещать высокую просвещенность с дикарскими политическими методами?
Да и в западных тоталитарных образцах бывали такие фигуры. И русский тоталитаризм ими отмечен. Но нигде они не вошли в историю как философы, поэты и эстеты. Напротив, на фоне их основной деятельности их стихи и трактаты предстают обыкновенной пошлостью.
Комментарии