Вина "Русской Реки"? Не совсем...
Вина Русской Реки*. Не совсем. Поговорим о российских винах
«Винодельня Ведерниковъ»: подлинное русское вино
Это ноябрьское утро было неприветливым. Молочно-белый туман, опустившийся на реку Дон, был плотен и непроницаем. Нам обещали великолепный вид с высокого речного берега, но было ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Под нами невидимая река спокойно текла мимо, неся свои могучие воды на запад к Азовскому морю. Река, деревья и обширные равнины, простирающиеся к горизонту, были скрыты по капризу осенней погоды. Тем не менее, чувство изумления преобладало над разочарованием.
Вместо восхищения великолепным российским пейзажем — общепринятого занятия на широких пространствах этой страны — наше внимание было занято меньшими вещами, и природными, и рукотворными, которые делали это место особенным. Или, скорее, это было больше ирреальное мистическое пятно, окутанное, как и мы, плотным туманом.
Одинокий бычок пасся по соседству с высоким деревянным крестом — традиционным знаком границы казацкого поселения. Массивный валун, взгромождённый на земляную насыпь, был ещё одним важным местным ориентиром, побудившим нашего хозяина вспомнить увлекательные легенды о печально известном мятежнике 17-го века Степане Разине.
Крутой берег реки обнажил рассыпчатый белый известняк, источник строительного материала, который когда-то добывали прямо здесь открытым способом. Котлован теперь брошен, и его дно покрывает ковёр диких трав. Их безошибочно узнаваемый аромат южной российской степи, который чувствовался даже в холодном осеннем воздухе, напоминал о местном вине и наполнял душу более яркими образами.
Да, именно вино привело меня и моего американского коллегу на хутор, или в деревню, Ведерников. Я пробовала местные вина и прежде. Они были удивительно оригинальны и просто просились быть надлежаще представленными. Жаль, что я не приехала раньше, но этому препятствовала явная удалённость места.
Сообщество качественных российских производителей сконцентрировано ближе к Чёрному морю, и дорога до Ведерникова занимает 7 часов езды на восток от побережья. Лучший способ добраться туда, которым я воспользовалась на сей раз, это долететь самолётом до Ростова-на-Дону. Город — основные ворота на российский юг и «всего лишь» в 160-ти километрах от места назначения.
В отдалённом прошлом река символизировала важную границу между различными религиями и народами. Разделение имело большое значение для виноделия. Правый, северный, берег практиковал православную веру, поощрявшую производство вина. Вероятно, винная культура и древние виноградные лозы попали сюда с Кавказа, колыбели виноделия, чем объясняется разнообразие местных сортов винограда.
В Российской империи вино определённо производилось казаками, военными людьми, защищавшими южные границы страны. Их наиболее успешным продуктом было красное игристое Цимлянское. В 19-ом столетии оно достигло аристократических дворов Санкт-Петербурга и Москвы и заслужило высокую похвалу великого русского поэта Пушкина.
При советском режиме Ростовская область стала ведущим производителем вина, насчитывая 36 крупных производителей и более 20 000 гектаров виноградников. Как повсюду в России, местная винная промышленность была разорена крахом Советского Союза, и медленное восстановление началось только несколько лет назад.
Сегодня в Ростовской области есть три основных производителя, чьи вина достойны упоминания. Один из них — «Винодельня Ведерниковъ», винный завод, который имеет хороший шанс стать законодателем стандартов не только для области, но и для российской винной промышленности в целом. Лучшие вина «Винодельни Ведерниковъ», выпускаемые под этой же маркой, уже предлагают запоминающиеся букеты и, вероятно, произведут даже большее впечатление в будущем. Продукция именно этого винного завода наконец убедила меня отправиться туда.
Есть несколько вещей, которые отличают «Винодельню Ведерниковъ» и её вина от других. Одна из них — чувство места, так высоко ценящееся сегодня в мире вин. Вина «Ведерниковъ» своим букетом и ароматом рассказывают историю реки Дон и её известняковых почв, ароматных степных трав и редких сортов винограда, сурового климата и нежной заботы о виноградниках.
Местные сорта винограда, а некоторые из них действительно уникальны, служат ещё одним отличием. Некоторые сорта, такие как Ркацители, Алиготе и Рислинг, были завезёны из других мест, но имеют долгую историю выращивания в этих местах, в то время как другие сорта являются местными. Два сорта, в частности, — Сибирьковый и Красностоп — выведены, как считается, на хуторе Ведерников и являются самым большим сокровищем винзавода.
Белый Сибирьковый может показаться связанным с Сибирью, но на самом деле название вводит в заблуждение. Сорт назван в честь местного кустарника сибирёк, использующегося для изготовления мётел. Казаки заметили, что яркие жёлтые цветы сибирька источают ароматы, напоминающие винные. Это побудило их называть виноград Сибирьковый.
Михаил Пахалюк, руководитель «Винодельни Ведерниковъ», объясняет, что это особенно деликатный сорт. Он растёт очень медленно и даёт ягоды с тонкой кожицей и мягким вкусом, сходным со вкусом причудливо названных, но популярных российских конфет «Птичье молоко». Несмотря на его тонкую природу, произвести вино из Сибирькового непросто. Каждый урожай приносит новые сюрпризы, и вино производится не каждый год.
Урожай 2010 года демонстрирует ароматное вино с прекрасным запахом цветов, степных трав и цитрусовых, глубоким вкусом и долгим послевкусием, привлекательным минеральным привкусом и имбирной пряностью. «Винодельня Ведерниковъ» — единственный винзавод, производящий Сибирьковый в промышленных, хотя и ограниченных количествах. Этим сортом заняты всего 13 гектаров, и из урожая 2010 года будет произведено не более 25 000 бутылок этого вина.
Флагман разнообразия красных сортов «Винодельни Ведерниковъ» — Красностоп. Стебель, на котором растут виноградные ягоды, или стопа — красного цвета, отсюда и название. Виноград был привезён из соседней деревни, но получил более широкое культивирование на хуторе Ведерников. Название родной деревни всё ещё упоминается в полном названии сорта — Красностоп Золотовский. В отличие от Сибирькового, у Красностопа очень крепкая лоза, почти как железобетон, говорит Михаил Пахалюк. Винзавод платит вдвойне, борясь с этим. «Винодельня Ведерниковъ» производит разнообразное вино, демонстрирующее типичную мягкость, пряность и сильную дубильную структуру, а также смешивает Красностоп с другими сортами для производства Правобережного, или вина Правого берега.
Начиная с 2010 года, часть урожая Красностопа будут старить в небольших дубовых бочонках, чтобы обуздать мощные дубильные свойства винограда и придать вину дополнительный уровень сложности. Это — самый многообещающий из российских красных сортов, способный к созданию вин с глубиной, структурой и потенциалом для старения. «Винодельня Ведерниковъ» уже достигла хороших результатов. Хотелось бы надеяться, они продолжат улучшаться, и Красностоп однажды предстанет во всём своём великолепии.
Недостаток места не позволяет мне обсудить другие вина под маркой «Винодельни Ведерниковъ», достойные дегустации. Но есть кое-что ещё, о чём я должна упомянуть. Вы когда-либо слышали о виноградниках, которые покрывают грунтом каждую зиму и раскрывают снова каждую весну? Такая практика существует в некоторых местах в Северной Америке и Китае, но — насколько я знаю — никто не делает этого в Европе.
Здешний климат зимой слишком суров для виноградной лозы, поэтому с ноября по апрель её приходится защищать толстым одеялом земли. Прогулка по такому винограднику, когда самой лозы действительно не видно, вызывает странное чувство.
Я собираюсь вернуться на «Винoдельню Ведерниковъ» летом — чтобы исследовать виноградники и, надеюсь, насладиться великолепным видом Дона.
Примечание переводчика:
*Русская Река (Russian River) — река в северной Калифорнии, давшая название местности — Долина Русской Реки (Russian River Valley), являющейся частью графства Сонома (Sonoma County) — центра виноделия северной Калифорнии.
Комментарии