50 тысяч контрактников поменяют на 70 тысяч офицеров
На модерации
Отложенный
В конце января американский военный аналитик Fox News генерал-лейтенант в отставке Роберт Скейлс сделал громкое заявление: «У России просто больше нет Вооружённых сил как таковых». Ослабление мощи Российской армии эксперт напрямую связывает с деятельностью министра обороны Анатолия Сердюкова. Дескать, бывший торговец мебелью, который прослужил всего год в Советской армии, не имел практически никаких связей с военной отраслью прежде и поэтому проводит неэффективные реформы. Все эти заявления об ослаблении Вооружённых сил России можно расценить как попытку выдать желаемое за действительное, если бы не странное стечение обстоятельств. Через несколько недель после вынесения американскими военспецами приговора нашей армии российские военачальники кардинально изменили курс некоторых ключевых направлений военной реформы. В частности, стало известно, что в армию будет возвращено порядка 70 тыс. офицеров, должности которых раньше считали ненужными. В каких ещё направлениях и по какой причине военная реформа пошла вспять, разбирался корреспондент «Нашей Версии».
В пользу американских оценок потенциала Российской армии красноречиво говорят цифры. Численность Вооружённых сил, кода-то достигавшая порядка 4 млн человек, сейчас сократилась до 1,1 миллиона. Кроме того, по информации Госдепартамента США, численность полностью боеготовых сил составляет вообще около 8—10 тыс. человек, это около двух мотострелковых бригад. Тревожную ситуацию в Российской армии подтверждает доклад, опубликованный в начале февраля Центром анализа стратегий и технологий под названием «Новая Российская армия», в котором говорится, что российские войска страдают от нехватки современного оружия, нечёткой военной доктрины и кадрового голода.
На этом фоне в армию и на флот собираются вернуть 70 тыс. офицеров, причём министр обороны связывает своё решение с тем, что, дескать, в стране разворачиваются дополнительные воинские формирования, создаётся новый вид Вооружённых сил – Воздушно-космической обороны (ВКО). Однако, по оценке военных экспертов, для нового вида 70 тыс. офицеров – это слишком много. Кроме того, Минобороны и Роскосмос пока даже не решили, как будет выглядеть этот вид войск. Оба ведомства лишь к 15 ноября 2011 года должны представить соответствующие предложения. Ко всему завершение строительства ВКО отложено к 2020 году, а основу нового вида составят нынешние структуры ПРО, ПВО и космического контроля, которые в ходе реформирования подверглись минимальным сокращениям.
Как рассказал «Нашей Версии» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, хаотичное сокращение, увольнение из Вооружённых сил более 150 тыс. офицеров, которое глава ведомства инициировал в октябре 2008 года, а затем увеличение штатной численности офицерского состава – это, по сути, признание руководством Минобороны провала военной реформы. Эксперт считает, что подавляющее большинство из 70 тыс. офицеров рассеются по всем видам и родам войск. По мнению нашего собеседника, непродуманные сокращения офицерских рядов привели к ситуации, когда не хватает кадров даже для управления бригадами. Поэтому в очередной раз предстоит перекроить штатную структуру войск.
Теперь, чтобы вернуть офицеров в войска, возможно, будет проведена работа по призыву из запаса офицеров, которые были уволены из армии в 2009—2010 годах, и по восстановлению в должностях тех офицеров, которые сейчас находятся в распоряжении Мин-обороны (это порядка 40 тыс. человек, числящихся за штатом). Из войск уже поступает информация, что кадровые органы всеми правдами и неправдами пытаются заставить увольняемых офицеров вернуться на службу. При этом исполнители не гнушаются в выборе средств, в ход идут даже угрозы. И, что самое примечательное, специальности возвращаемых в строй офицеров очень далеки от военного космоса.
Анатолий Цыганок считает, что увольняемые и уволенные точно не захотят возвращаться в армию, где сегодня царят полнейшая неразбериха и хаос, офицеры явно ощущают свою правовую незащищённость и потеряли уверенность в завтрашнем дне. Эксперты также сомневаются, что вернувшиеся из-за угроз или каких-то посулов в строй офицеры повысят боеготовность армии. Наивно ждать эффективной работы и службы от людей, которые уже единожды были выброшены из армии за ненадобностью, как отстрелянные гильзы.
Вероятно, это понимают и в руководстве Минобороны. Не случайно в этом году отменяется мораторий на набор курсантов в высшие военно-учебные заведения. И это при том, что в августе прошлого года было объявлено, что в связи с переизбытком офицерских кадров и дефицитом свободных офицерских должностей в Вооружённых силах в ближайшие два года приём в военные вузы производиться не будет. Однако вскоре большинство военных училищ, академий и институтов возобновят приём. Военное ведомство заканчивает формировать список учебных заведений, которые в 2011 году вновь будут набирать курсантов. А в 2012 году все военные вузы заработают на полную мощность, на учёбу будет принято около 7,5 тыс. человек.
Кроме того, в правительстве готовится законопроект, который должен значительно повысить число кандидатов на поступление в военные вузы. Он устанавливает средний размер денежного довольствия лейтенанта (командира взвода) в 50 тыс. рублей. При этом минимально взводный будет получать не менее 40, а максимально – 87 тыс. рублей. Предположительно доходы рядового-контрактника будут составлять около 25 тыс., полковника (командира бригады) – почти 94 тыс. рублей. Нужно вспомнить, что повышение денежного довольствия военных напрямую касается офицеров в отставке и в запасе, в результате их пенсии будут на 30–40% выше трудовых. Это не менее 13–15 тыс. рублей в месяц. Но, как это выдержит бюджет, непонятно, если учесть, что у Минобороны количество ветеранов больше, чем численность армии.
Получается, что, увеличивая количество офицеров в войсках, Российская армия официально отказалась от большого количества контрактников, на которых в начале реформы возлагались большие надежды и которые, по идее, должны были заменить офицеров на низовых должностях. В январе вступило в силу постановление правительства, по которому финансирование федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию должностей сержантов и солдат контрактниками будет сокращено на треть. Этому решению предшествовал целый ряд противоречивых заявлений руководителей Минобороны. Сначала в сентябре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков сказал, что в армии станет меньше военнослужащих по контракту, объяснив это тем, что Минобороны будет вынуждено сокращать число контрактников из-за недостатка средств. Однако в конце 2010 года начальник Генштаба Николай Макаров заявил о намерениях сделать армию полностью контрактной.
Напомним, что ФЦП по переходу к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, была принята в 2003 году и завершить её планировалось в 2007 году. Потом срок её действия продлили до 2008-го, а сейчас до 2015 года. Что неудивительно: по планам программы к 2008 году армейский корпус контрактников должен был составить около 200 тыс. штыков, но в результате удалось набрать только половину.
Эксперты отмечают, что данное решение на сегодняшний день является единственно правильным. Поскольку в условиях нерыночной зарплаты в 8–11 тыс. рублей число желающих стать контрактниками невелико. Кроме того, на такую зарплату, как правило, соглашаются люди, не соответствующие профессиональным стандартам и порой моральным качествам, предъявляемым к военным.
Между тем согласно постановлению вместо планировавшихся 243,347 млрд рублей на программу будет израсходовано 152,583 млрд, что позволит сэкономить порядка 90 млрд рублей. В результате к 2016 году число контрактников на должностях сержантов (старшин), а также матросов ВМФ будет сокращено с 107,72 тыс. до 65 тыс. человек. На «контрактных» должностях останутся люди, чьи профессиональные навыки будут необходимы в Ракетных войсках стратегического назначения, в Военно-морском флоте. Контрактниками будут и профессиональные сержанты, об успехах подготовки которых в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище говорят всё меньше и меньше.
В Минобороны признают, что стратегически важно сделать армию профессиональной, однако заявляют, что крайне сложно одновременно решать и проблемы перевооружения армии, и вопросы контракта. Посему, как сейчас и, вероятно, ещё долгое время, ставка будет делаться на солдат срочной службы, почти бесплатных и бесправных, неожиданно ставших спасателями очередной военной реформы.
Комментарии
_____________________________________________________________________________________________
Он прав,но как всегда засуетились лишь только тогда,когда Япония уже приготовилась к прыжку,а США поддержала в этом Японию и вновь перезагрузились с Россией.
Ну, если только в партизаны.
А что до возвращения уже уволеных и выведеных в распоряжение офицеров - у этой категории есть такая немодная нынче вещь как гордость! Офицер не шавка - после пинка за куском, виляя хвостиком не прибежит! Основная масса, по крайней мере.
Губозакататели себе пускай закупят, какая мать в здравом уме отпустит в сердюковскую армию своего сына, да любыми способами от такой армии бежать надо.
А про первую чеченскую мне не надо рассказывать. Сам тебе про нее все расскажу, сержант погранвойск.
И еще жаль, что идея контрактной армии проваливается. А все потому, что толком ничего просчитать не могут. Интересно, почему Сердюков все еще держится на должности министра обороны.