Российская экономика: бум или не бум?
Российская экономика вышла на докризисный уровень развития. И если показатели будут продолжать расти, то страну ожидает настоящий бум. Такие предположения высказал в своем «Живом журнале» бывший помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. У петербургских экспертов более сдержанный прогноз на будущее российской экономики.
Со ссылкой на данные аналитического центра при российском правительстве экономист Илларионов отмечает, что значения показателей производства, достигнутые в январе 2011 года, превысили показатели января 2008-го года — то есть фактически докризисного уровня развития.
Как сообщает Илларионов, по статье «промышленность» показатель января 2011 превышает показатель начала 2008 года на 1,2%, по статье «добыча полезных ископаемых» - на 2,2%, по «обрабатывающим производствам» - на 1,3%, по «производству транспортных средств» - на 5,4%, а «электрооборудования» - аж на 54,7%. По оценкам эксперта рост по разным отраслям был неравнозначный. Так, например, стагнацию Илларионов наблюдает в добыче нефти, целлюлозно-бумажном производстве, пищевой промышленности.
При этом экономист сообщает, что с сентября 2010 по январь 2011 года в российской экономике фиксируется постепенно ускоряющееся оживление, которое через несколько месяцев имеет шансы превратиться в настоящий бум.
У петербургских экспертов более сдержанный прогноз на будущее российской экономики.
«Бум - понятие растяжимое, - рассуждает руководитель центра модернизации при Европейском университете Дмитрий Травин. - При благоприятной внешней конъюнктуре и росте цен на нефть экономика России может расти довольно быстрыми темпами, но это не значит, что нам не грозит очередное падение, если условия станут неблагоприятными. Резкими переходами от роста в падение и характеризуются ресурсозависимые экономики. В других развитых странах эти переходы сглажены и не так чувствительны».
«Действительно, показатели последнего времени явно свидетельствуют о восстановлении экономики, - комментирует руководитель петербургского филиала «Агросоюзбанка» Сергей Щербаков.
- Но до экономического бума нам еще далеко. На мой взгляд, это понятие характеризуется не только ростом производства, но и развитием государства по другим показателям, например, уровню жизни населения. Так что, думаю, в ближайшем будущем бум нам не грозит. Надо признать, что наша страна далеко не в авангарде мировой экономики. О близости к пику роста экономики, скорее, надо говорить Китаю. России же надо продолжать зализывать раны, полученные в ходе кризиса 2008-2009 годов».
Интересно, что в конце прошлой недели на Красноярском форуме глава Минфина России Алексей Кудрин, говоря о восстановлении экономики после кризиса, отмечал достижение 97-99% от показателей начала 2008-го года. Он также говорил, что в некоторых сферах наблюдается значительное отставание от докризисного уровня: по машиностроению - на 20%, металлургии - на 8%, строительству - на 5%. По прогнозам Кудрина, у страны есть шансы выйти на такой же уровень ВВП, как до рецессии, к началу 2012 года.
Илларионов с этими прогнозами, по собственному признанию, знаком, но уверен, что Кудрин в расчетах ссылался на устаревшие данные статистики за ноябрь-декабрь 2010 года.
Напомним, российский виток мирового финансового кризиса начался в 2008 году.
Стартовавшее в мае снижение котировок акций отечественных компаний к июлю обернулись настоящим обвалом. Негативным фактором для России стало также падение мировых цен на нефть.
Первыми трудности испытали крупные финансовые компании и банковская сфера. Заложенные активы резко подешевели, и многие бизнесмены вынуждены были искать возможности для рефинансирования, чтобы спастись от банкротства. Для того, чтобы сэкономить, компании начали сокращать сотрудников. Государство же вынуждено было приступить к «проеданию» резервов и девальвации рубля.
Уже в 2009-м году властям пришлось собирать неутешительный урожай кризисных проблем. Падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9%, что явилось наихудшим результатом среди стран большой «восьмерки».
Комментарии
То же мне подъём.
Вот так и у нас - Бум! Бум!
Мелкого производителя душат на местах, средний выводит активы за рубеж, крупный монополист сидит на дотациях государства. Хотя все должно быть с точностью до наоборот. В Китае, к примеру, мелкий производитель на первые пять лет освобождается от многих налогов плюс получает БЕСПРОЦЕНТНЫЕ кредиты в банке сроком на три-пять лет. Вот и бум в Китае. А у нас, простите, ШЛАГБУМ.
____________
У Илларионова, видимо, с головой не все в порядке!
На 2010 год, по данным Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, изношенность основных производственных фондов в стране превышала 50%.
Средний срок службы машин и оборудования российских предприятий составлял 19 лет, тогда как в Европе – 8 лет.
В обновлении нуждаются около 75% машин и оборудования (на общую сумму около 500 млрд. долларов).
Чтобы осуществить такое массовое техническое переоснащение нашего народного хозяйства за 10–12 лет, потребуются ежегодные вливания в размере по 70 млрд. долларов. Эти деньги должны явиться дополнением к ежегодно расходуемым в России 270 млрд. долларов инвестиций.
Где и у кого эти дополнительные средства предусмотрены?
Так, что опять МЧС будет «техногенные» катастрофы разруливать (типа Саяно-ШушенскойГЭС, подмосковных пожаров и отказов энергосистем).
И откуда же этот РОСТ появится?
Если иметь такие показатели, можно вычислить и вранье. Например, есть число квадратных помещений в городе и объем тепла на обогрев. Делим одно на другое - получаем температуру 100 градусов. Врут ребята, нету такого. И так далее.
Но это - гостайна. Поэтому пишем - произведено мяса на Х денег. И только специалист знает - если получил импорт и порубил его мелко - это тоже произведено. Добавил туда нитратов, сои, отдушки - еще произведено. Накрутил 50% на прибыль два раза - в опте и в рознице - и вот оно, мясное изобилие на бумаге.
Кушайте.