Защитник без Отечества
На модерации
Отложенный
Русский офицер осужден на 16 лет за измену Узбекистану
Совет ветеранов Свердловской области готовит обращение в адрес президента с просьбой разобраться в ситуации с полковником Юрием Корепановым. Сейчас он находится в узбекской тюрьме, где отбывает срок по абсурдному обвинению.
30 октября прошлого года поезд Ташкент-Екатеринбург подошел к границе Узбекистана и Казахстана. Как обычно, в вагон зашли пограничники. Правда, повод был не совсем обычный.
- Корепанов Юрий Григорьевич есть?
- Есть.
- С вещами на выход.
Так началась эта странная история.
Семью полковника Корепанова можно назвать типичной семьей советского офицера. Подчеркиваю, советского, а не российского. Потому что именно тот факт, что он служил не в России, а в Советском Союзе и сыграл в конечном итоге роковую роль в его судьбе. Три его старших брата воевали на фронтах Великой Отечественной, один даже стал кавалером трех орденов Славы. Юрий, предпоследний - девятый - ребенок в семье, войну не застал. Но военную династию решил продолжить и в 1964 году окончил танковое училище в Ташкенте. Как отличника учебы, его там же и оставили: прошел путь от командира взвода до командира танкового батальона при училище. Впоследствии окончил в Москве Академию бронетанковых войск и вплоть до пенсии прослужил начальником военной кафедры сельскохозяйственного института в Ташкенте.
Сыновья тоже пошли по военной линии: старший, Дмитрий, поступил в Киевское высшее военное училище, младший, Максим, - в Свердловское артиллерийское училище. Правда, по состоянию здоровья его комиссовали, и он вернулся в Ташкент, где получил два высших образования.
В общем, вполне благополучная семья. Даже перипетии перестройки их почти не затронули. Им не пришлось, как многим русским беженцам с национальных окраин, бросать все и бежать, спасая жизни, в Россию.
- Мы никогда не ощущали никакой дискриминации по национальному признаку, - вспоминает сегодня Дмитрий.
В 2003 году Юрий Корепанов уволился на пенсию по выслуге лет и переехал к старшему сыну в Екатеринбург - корни их рода оттуда. Но каждый год на месяц ездил к младшему сыну в Ташкент. Все было благополучно - вплоть до 30 октября.
- Двое суток у нас не было никаких данных об отце, - рассказывает Дмитрий, - искали его по всем тюрьмам, пока наконец не узнали, что его увезли в следственный изолятор Службы национальной безопасности Узбекистана.
Первое обвинение звучало хотя и странно, но по крайней мере понятно. Юрия Корепанова обвинили в том, что он в 2008 году якобы оформил шенгенскую визу по узбекскому паспорту и выехал по ней в Италию. Адвокату с помощью документов удалось доказать, что никакой итальянской границы по узбекскому паспорту Корепанов не пересекал. Второе обвинение прозвучало просто как гром с ясного неба: статья 223 ("Незаконное пересечение границы") и статья 157 ("Измена родине"). Родине - в смысле Узбекистану. Хотя последние несколько лет он имеет российское гражданство и ездит в Ташкент по российскому загранпаспорту.
Лишиться узбекского гражданства одновременно и сложно, и просто. Сложный путь - официальный: нужно долго ходить по инстанциям и писать множество бумаг. Поэтому большинство идет по легкому пути: сдает свой узбекский паспорт в паспортный стол и уезжает на ПМЖ в другую страну. По местным законам, если человек пять лет живет в другом государстве и не встает там на консульский учет, он автоматически лишается гражданства. Именно так и поступил в 2003 году Юрий Корепанов.
Казалось бы, все просто и понятно - он уже много лет живет в России, получил здесь гражданство и паспорт.
В российском МИДе сослуживцу Юрия Корепанова сначала сказали: "Зачем вы к нам ходите, он же гражданин Узбекистана". Затем внешнеполитическое ведомство вмешалось в ситуацию - узбекской стороне были направлены ноты протеста.
Для родственников ситуация казалась безвыходной. Отец сидел в тюрьме, никого к нему не пускали. Адвокат дал подписку о неразглашении тайны, так что все подробности дела были неизвестны. А 11 января вынесли приговор - 16 лет тюрьмы. Как их перенесет пожилой и не вполне здоровый человек - вопрос риторический.
Конечно, все это время семья не сидела сложа руки. Были написаны десятки писем - на адрес президента России, премьер-министра, Госдумы и передачи "Человек и закон". Но сколько в России таких полковников корепановых с их большими и маленькими трагедиями? В общем, на свои письма родственники ответа не получили.
С мертвой точки дело сдвинулось лишь в конце декабря, когда историю полковника опубликовали в местной прессе. На следующий день Дмитрию позвонил Александр Бурков, депутат Госдумы от Уральского округа и член фракции "Справедливая Россия".
- Если бы я знал, что будет такой эффект, я бы сразу обратился в СМИ, - говорит Дмитрий Корепанов.
Александр Бурков даже летал в Ташкент, но быстро понял: его статуса депутата для решения вопроса явно недостаточно - "даже о встрече с местными парламентариями не удалось договориться, такие вопросы решаются исключительно наверху".
Только после того как председатель Совета федерации Сергей Миронов встретился с послом Узбекистана, было получено официальное подтверждение: действительно Юрий Корепанов осужден за измену родине.
- До этого Узбекистан вообще отказывался вести диалог на эту тему - четыре ноты российского МИД остались без ответа, - говорит Александр Бурков.
Сегодня, согласно его источникам информации, стороны ищут возможные варианты решения проблемы.
- Может, это будет снижение срока, амнистия или отмена статей. Переговорный процесс идет, но он очень непростой, поскольку все должно решаться на самом высоком уровне, - полагает депутат.
За эти несколько месяцев Дмитрий Корепанов узнал, сколько, оказывается, у его отца друзей: "Звонят со всего бывшего Союза - сослуживцы отца, курсанты, которых он готовил, предлагают помощь". 23 февраля они наверняка поднимут бокалы за своего товарища, а еще - за надежду, что Родина своих защитников - бывших и нынешних - все-таки не бросает.
Но даже если ситуация с конкретным полковников Корепановым разрешится благополучно, точку в этой истории ставить еще рано. По данным Александра Буркова, в России проживает не менее 300 тысяч выходцев из Узбекистана, получивших российское гражданство.
- При получении гражданства России не требуется официального подтверждения об отказе от узбекского гражданства, достаточно только заявления. Значит, с точки зрения узбекской стороны, новоявленный россиянин по-прежнему будет считаться гражданином Узбекистана. И при въезде в страну ему можно будет предъявить обвинение или в незаконном пересечении границы или даже в измене родине, - уверен Александр Бурков.
Ситуацию может исправить соглашение о двойном гражданстве. Так что полковнику Корепанову по-своему "повезло", если можно употребить это слово по отношению к такой бредовой ситуации. Но по крайней мере он стал первым, и его история получила общественный резонанс, а значит, и надежду на скорейшее решение. Тот, кто окажется вторым, а тем более десятым, на такой резонанс уже рассчитывать точно не сможет. И кто поможет ему?
Комментарии