Путина не устраивает рост цен на зерно

В прошлом году Владимир Путин подписал распоряжения о начале распределения зерна из государственного фонда по заявкам регионов, а в январе - о продаже в первом полугодии до 500 тысяч тонн зерна на биржевых торгах с минимальной ценой от 6 до 7,535 тысячи рублей за тонну, передает ИА "Казах-Зерно".

Однако в минувшую среду Дмитрий Медведев потребовал от правительства пересмотреть этот порядок, так как цены на торгах ничуть не упали. Правительство за 2 недели должно решить: использовать оба механизма или какой-то один из них?

Поэтому премьер продолжает встречи с губернаторами по "зерновым" вопросам. Вот и вчера к Путину в "Ново-Огарево" приехал глава Мордовии Николай Меркушкин. И завел с премьером чисто крестьянский разговор...

- Что касается кормов, - начал Меркушкин, - засуха очень серьезно сказалась. У нас очень высокая насыщенность скота - самая высокая в стране. Его надо кормить... Но первые торги, которые прошли, нас не очень удовлетворили.

- Торги по фуражному зерну? - уточнил премьер.

- Да.

- На бирже? - Путин задумался. - Почему?

- Покупали вчера, позавчера, наша очередь была, - грустно заметил Меркушкин. - Дошло почти до 8 тысяч рублей за тонну, по 7,9 тысячи покупали. Это много. Цену выше 6-6,5 тысячи удержать невозможно.

- Для вас этот механизм сложный, тяжелый, - вздохнул премьер. - Как вы думаете, может, искусственно цены поднимают?

- Может, и искусственно, - согласился глава региона. - У нас большой дефицит, то есть желающих купить очень много - борются активно.

И плюс сейчас торги открыты. ФАС после первых торгов сказала, что допускает всех из других регионов. Там участвовали и саратовцы, и самарцы, и из Татарии. Поэтому цена дошла до 7,9 тысячи, а так мы полагали, что где-нибудь 6,3 - 6,4 тысячи, это была бы еще приемлемая цена.

- Торги прямо у вас проводили? - уточнил премьер.

- Да, - пояснил Меркушкин. - Они электронные, из центра, но, чтобы наши участвовали на месте, там дается пятиминутное время - и кто сколько дает. Кто за последние пять секунд дал последнюю цену, тот выигрывает...

Путин покачал головой.

- ...поэтому, - продолжал Меркушкин, - там, где очень высокая нагрузка скота, может, надо сделать и прямые продажи. Сделать жесткую систему, чтобы никаких налево, направо - только потребитель.

- Вы знаете, - Путин откинулся на спинку стула, - вопросы-то есть, конечно. Потому что кто-то берет через биржу, кто-то - по прямым заявкам регионов, губернаторов. И, конечно, вопросы возникают: почему одним одни условия, другим - другие. Но в этом случае тогда нужно, если сохранять эту систему, делать абсолютно прозрачными механизмы отбора претендентов и абсолютный контроль - куда и кому поступает это зерно.

- Да, я согласен, - сказал Меркушкин. - Каждая тонна должна быть ясна, и потом получать цену.

- Цена регулируется рынком, конечная продукция, - подвел итог Путин. - Ну ладно, мы это еще посмотрим, Минсельхоз проводит анализ - будем с вами консультироваться.

Меркушкин облегченно вздохнул...