Какой страх точит российских мусульман?

На модерации Отложенный

Мой друг, живущий на Кавказе, как-то сказал: «Посмотри на тех, кто сейчас выпячивает свою усердность в следовании Исламу. Рано или поздно они «получат по голове» и тогда запоют по-другому. Вся их религиозность вмиг исчезнет. Лучше жить, не выпячиваясь, и тогда все будет хорошо. Я даже запрещаю своей жене носить хиджаб, чтобы не привлекать внимание».

Слова, сказанные им, и приведшие к нашему долгому спору, возмутят любого разумного мусульманина. Панический страх перед угрозой наказания «ни за что» заставляет людей, еще даже «не получивших по голове» нарушать заповеди Всевышнего. Что произошло с сознанием кавказских мусульман, некогда звавшихся «рыцарями свободы», так смиренно опустить колени перед страхом? Социальная обеспеченность? Страх потерять что есть?

Ответить на этот вопрос сложно. Но можно сказать, что до тех пор, пока мусульмане будут молчать, кольцо вокруг их свобод и прав, гарантированных им конституцией будет сужаться до тех пор, пока оно не разорвется и не выльется в нечто более серьезное, чем единичные теракты по всей России.

«Рыцари свободы»

Еще во времена кавказской войны появился термин «рыцари свободы», - так называли горцев, воюющих с русской армией. Это был образ горца – ожесточенного противника, хищника, живущего разбоем, горский рыцарь, свято соблюдающий благородные обычаи, загадочное существо, не пускающее иноверцев в свой особый мир, превыше всего ценящий свою «дикую свободу».

Именно этот романтический образ манил многих русских дворян, выросших на английской литературе времен Байрона и Скотта, на службу в ряды кавказского корпуса русской армии. Горец представлял собой абсолютно другой тип человека, чем тот которого привыкли видеть каждый день кадеты военных училищ.

При всей своей суровости и легким отношением к смерти, он обладал самыми высокими нравственными качествами, которыми были поражены все русские военные, служившие на Кавказе: гостеприимство, верность данному слову, огромная любовь к своей земле, честь, храбрость и «врожденное» чувство свободы.

Горца того времени нельзя было заставить подчиниться чьей-либо воле. Достаточно много эпизодов со времен кавказской войны, когда горские князья, дабы не попадаться в плен намеренно шли в бой против огромного количества противника, чтобы вырваться или умереть, но никогда не подчиниться.

Современный образ горца

Кавказ был завоеван и здесь начался интеграционный процесс… Насколько он прошел успешно сказать сложно, но то, что современный горец лишь изредка напоминает тот образ, который сложился в умах романтических мыслителей 19 в., факт неоспоримый.

Горцу было необходимо вливаться в новый уклад жизни – европейский. Там своя свобода, свои права и обязанности. Сейчас каждый горец, как и каждый гражданин России, ассоциирует себя только с этой страной. Найдутся лишь десятки «горячих голов», которые будут, во что бы то ни стало кричать о свободе Кавказа.

Россия выполнила свою главную задачу, которую она ставила перед собой перед войной: Кавказ стал неотъемлемой частью России, а русские стали кавказцами. Новый интегрированный образ горца, который на всех правах влился в текущую российскую действительность, был сформирован.

Однако Кавказ не стал полностью переодеваться в «русскую рубаху». Принимая новые парадигмы мышления, навязываемые новой цивилизационной средой, он сумел сохранить и свои ментальные корни, подсознательно оставаясь в стороне от культурных приливов со стороны Запада, всеядно поглощаемых Россией.

Культура, обычаи, уклад жизни, обусловленный главным образом вероисповеданием, были в основе своей сохранены. Кавказ перестал быть некой враждебной силой, которая могла бы противостоять России. Для России и Кавказа этот путь был усеян множеством жертв и страданий, но результат был достигнут.

Защита общей Родины в двух мировых войнах, когда кавказцы проливали кровь за Россию, а значит и за Кавказ, должны были убрать все психологические заслоны и барьеры на пути сближения русского и кавказских народов, что и происходило во время СССР.

Угроза потери или необоснованный страх

Кавказ стал одним из важнейших органов единого российского организма, и всякое ее отторжение от него могло причинить нестерпимую боль всему телу. Угроза отторжения после ее присоединения, особенно во время Крымской войны, выглядела вполне реально.

В 1855 году сенатор Н.Е. Торнау, исследователь мусульманского права, бывший в курсе всех процессов, происходящих на Кавказе, направил на имя государя письмо, содержащее следующий текст: «Опасность Кавказу и Закавкаью угрожает со всех сторон. Внутри края: отпадение даже вполне покорных и подвластных нам племен исполнится под личною покорности силе. <…>

И тогда, с сокрушенным сердцем, мы увидим, что в одну компанию утратятся плоды трудов умственной деятельности правительства нашего на Кавказе в течение полувека, утратится страна, поглотившая средств России сотни миллионов рублей и сотни тысяч людей, утратится наконец, та будущность, которая с окончательным укреплением за Россиею Закавказского края представлялось нам для установления влияния на Центральную Азию.»

Даже после завоевания Кавказа Россия не уменьшила число своей армии, постоянно дислоцирующейся на Кавказе.

Владение Кавказом обходилось казне больше чем ее завоевание, но это не останавливало правительство и даже массовый геноцид адыгов не смог убедить Российское правительство в том, что Кавказ больше не вспыхнет. До революции именно военные и «правили» Кавказом. Они решали судьбы народов и распоряжались их свободой.

Посмотрев на нынешнее положение вещей на Кавказе после чеченской войны нетрудно заметить аналогию в проведении политики Россией на Кавказе сейчас и во времена кавказской войны. Именно силовые структуры сейчас распоряжаются кому можно «легко дышать на Кавказе».

Постоянное давление на мирное кавказское население только усугубляет и без того неспокойное положение на южных границах Российского государства. Российская общественность не может еще до конца принять образ кавказца как мирного жителя.

Постоянные нападки со стороны прессы, давление со стороны правоохранительных органов на всех жителей Кавказа, в том числе и тех, кто ведет обычный образ жизни законопослушного российского гражданина, заставляют их испытывать негативные чувства ко всему, что связано с властью, а значит и страной.

Как и во время кавказской войны, когда образ горца противопоставлялся образу русского дворянина, сейчас любой кавказец, который не походит на образ среднестатистического жителя средней части России рассматривается как потенциальная угроза безопасности для жизни русского населения.

Народы Кавказа в большинстве своем мусульмане и это накладывает неизгладимый отпечаток на его внешний вид и поведение его жителей, кардинально отличающийся от других граждан России немусульманского вероисповедания. Поэтому нельзя добиться такой интеграции в российское общество, при которой возможна полная идентичность коренных народов Кавказа с русскими.

Где теперь «рыцари свободы»?

На Кавказе существует своя система ценностей, своя система регулирования отношений, в которой поведение человека контролируется другими соплеменниками на основе сложившейся национальной традиции. Однако под постоянным давлением со стороны силовых структур и чувства постоянного страха воспитанного в среде мусульманских горцев, эти надзирательные и воспитательные отношения стали приобретать вид общественного неприятия всего, что может идентифицировать человека как верующего мусульманина.

Страх, что тебя могут назвать ваххабитом только потому, что ты более усердно молишься Богу, заставляет людей, в целях предостережения, осуждать поступки, которые, казалось бы, заслуживают только одобрения. Поражает тот факт, что выходцы с Кавказа более раскрепощены за ее пределами. Объяснить это можно тем, что когда человек выходит за пределы влияния таких систем, он ощущает свободу, которая позволяет ему выходить за рамки тех устоев, в которых он ранее жил.

Ведь исполняя исламские заповеди человек, не нарушает законов России и потому верующим мусульманам стало легче исполнять свои религиозные обязательства за пределами Кавказа, где их не судят по «законам гор», если ты ослушался старшего и исполнил все-таки свой долг перед Всевышним.

Как быть?

Сегодня мусульмане должны понимать, что их свобода в их руках. Кавказ давно стал частью России,- отсюда никто не хочет уходить, так же как и Россия не хочет терять свой основной форпост на юге, «ключ к Востоку» - как когда-то назвал Кавказ Фадеев, известный историк времен кавказской войны. Но именно мы должны заявлять в первую очередь о своих правах.

Выполнение своих религиозных обязанностей и сохранение своей культурной самобытности это не грех и не нарушение российских законов, как многие это могут расценивать, - это законное право, которое дано нам Конституцией, и мы, мусульмане всеми законными способами, установленными в этой стране должны добиваться полного соблюдения положенных нам по Конституции прав и свобод.

Если одному из нас «дадут по голове» еще не значит, что все должны замолчать, а именно этого и добиваются те, кто видит в будущем мусульман как некое аморфное, пассивное и разобщенное. Общественность должна понять, что интеграция кавказских народов с потерей культурного и религиозного самосознания просто недопустима, так как идет вразрез с интересами и желаниями большинства мусульман.

Кавказское общество уже давно интегрировано в российское, и все попытки заставить Кавказские народы ассимилироваться, приведут только к отторжению, и к потери того, что уже достигнуто на пути созидания и строительства общего государства.

До тех пор, пока мы не научимся давать отпор всякому, кто будет пытаться ущемлять в правах мусульман, законными и принятыми в этой стране законами и нормами, мы будем в страхе жить и исполнять свои религиозные обязанности… пока снова не «получим по голове»…