Линия разлома: о России и Дагестане

На модерации Отложенный

Надежда - продукт дорогой, но скоропортящийся.

На самом деле всё показывает, что дело идёт к войне и самые важные вещи для её предотвращения не сделаны. Если ещё до съезда надежда на какие-то позитивные перемены была, то сейчас хорошие предчувствия похоронены. Надежда - продукт дорогой, но скоропортящийся. Достижений по устройству гражданского мира непростительно мало. Комиссия по адаптации - дело очень важное, но этого недостаточно, как недостаточно одного Ризвана Курбанова, работающего с общественным мнением. Большая часть дагестанцев уже не верит, что общество движется в обратную сторону от талибана.

Фон

Давайте поставим всё на свои места и скажем друг другу всё как есть: официальная государственная пропаганда пока вчистую проигрывает клерикалам, если в ближайшее время не произойдут какие-либо кардинальные перемены, то Дагестан ждёт откровенно афганский или тунисский вариант развития событий. И нам даже на помощь никто не придёт. Нас ненавидит тихое российское большинство; от нас в шоке российские право-либералы и откровенно презирает ЛДПР; официальные российские власти смотрят на Дагестан, как на ржавый гвоздь в ж...; да и сами мы внутри республики друг друга не очень-то любим!

В дагестанском обществе произошла очень сильная поляризация настроений: с одной стороны - религиозники, готовые убивать любого за инакомыслие; с другой - безбашенная вестернизированная прослойка, раскрепощённость которой порой чрезмерна даже по европейским меркам.

При этом нас коробит неприятие и раздражение по отношению к Дагестану со стороны русских, а сами мы не хотим замечать, что десятилетиями дагестанские отморозки ездили по России и кидали, насиловали, убивали, а потом безнаказанно прятались в Дагестане... Сейчас, когда терпение русских людей лопнуло, мы театрально заламываем руки и удивляемся тому, почему из-за всяких уродов страдают нормальные люди. А почему нормальные люди молчали, когда нужно было поднимать шум? И эта обиженная поза, пожалуй, оказывается единственным объединяющим началом всех слоев дагестанского пирога.

Но как только на какое-то время про обиду забываем, начинается прежний раздрай. Официальная идеология проиграла религиозникам даже не в упорной борьбе - она просто легла под них! И произошло это не потому, что клерикалы были сильны, а потому что те, кто отвечал за идеологию, оказались безалаберны, бездарны, а порою и откровенно тупы. Дагестанскому обществу так и не предложена объединяющая всех национальная идея.

По большому счёту, мы вообще мало информированы о том, какие процессы происходят в дагестанском обществе. Мы уже много раз писали о том, что Дагестану кровно необходим орган, который бы занимался грамотным опросом общественного мнения. Если те, кто руководит Дагестаном, интересуются настроениями в Дагестане, они должны получать информацию не от своих лизоблюдов или угодливых информаторов, а из компетентных источников. Тогда какие-то проблемы можно решать ещё до того, как они превратятся в очередную раковую опухоль. Однако этого нет! Такое впечатление, что господам на самом деле не интересно, что дагестанцы думают по тому или иному вопросу. Есть подозрение, что на все вопросы, которые волнуют дагестанцев, у них уже есть свои ответы и им уже не интересно, почему люди уходят в лес или становятся радикалами!

Похоже, что нынешняя ситуация удобна тем, что в этом случае появляется возможность создавать собственную виртуальную реальность. Хотите пример? Почитайте государственные газеты типа «Дагестанской правды» или «Молодёжи Дагестана»! Загляните на РИА «Дагестан». Посмотрите РГВК. Где рассказ о том, что на самом деле происходит в республике, где проблемы, будоражащие граждан? Где отражение общественного мнения? Где реальная и эффективная работа государственных СМИ, которые должны были бы за государственные деньги блюсти государственные интересы, занимаясь идеологической борьбой с теми, кто уводит в лес и в террористическое подполье? Есть кислотные круглые столы, есть маринованные новости, есть простое осваивание бюджета, но нет реальной работы!

РГВК уже потеряло свою думающую аудиторию и продолжает терять то, что осталось, предлагая телезрителю непрофессиональный телевизионный продукт. Людей раздражает не только непрофессионализм, но и то откровенное вранье. И аудитория уходит к другим источникам информации. А вернуть её очень сложно, потому что у других источников информации есть другие хозяева с другими целями и задачами - они как раз каждого зрителя-читателя очень даже ценят. Но священные коровы в государственных СМИ как сидели, так и сидят на своих местах. Главное, чтобы никто не был обижен.

Первый план

То, что на самом деле происходит в Дагестане, иначе чем гражданской войной не назовёшь. Если линия разлома проходит через семью, если сын заказывает отца, аргументируя это тем, что он мент; если отец уговаривает дочь сдаться, а она предпочитает умереть в спецоперации, оставив своих малолетних детей, значит, людям кто-то основательно промывает мозги и подводит к роковой черте.

В Дагестане не борются с причинами, вследствие которых люди совершают отчаянные шаги, - в Дагестане предпочитают отстреливать тех, кто пошел неверной дорогой, дожидаясь следующей партии смертников.

При этом людей, которые их откровенно толкают на этот путь, никак не трогают. Ни один государственный чиновник в Дагестане за последние десять лет так и не озвучил причины, по которым Дагестан выпускает террористов и уголовников как на конвейере.

Отстрел организаторов терактов в московском метро не искоренил причин, по которым граждане становятся террористами. Когда в прошлом году на встрече с Д.А. Медведевым я называл причины, порождающие терроризм, он показательно не проявил к этому никакого интереса. Теперь в «Домодедово» погибли 35 человек. Опять найдут тех, кто спланировал и осуществил теракт, и, естественно, замочат! А дальше что? Ждать следующего теракта? Терроризм - это зло, которое нужно уничтожать, отстреливая исполнителей и заказчиков. Терроризм - это зло, с которым можно бороться, лишь уничтожая причины, порождающие его. И если в Москве везде, где можно, будут обыскивать граждан, всё равно не уберечься от террористов - одного просочившегося вполне достаточно! Даже если из Дагестана никого не выпустят и назад никого не впустят - не спастись. Есть только один выход изменить ситуацию. Выбивать почву из-под ног тех, кто завлекает людей в свои гибельные сети. Как это сделать? Если вы хотите, чтобы люди перестали вам лгать, сами станьте честными - тогда у вас будет моральное право обвинять кого-то в нечестности. Дагестан нуждается в коренных преобразованиях, которых нет и на которые всё никак не решатся. Во-первых, нужно разбираться с падением качества образования. Созрело целое поколение малограмотных людей, которое легко убедить в том, что только посредством террора можно добиться справедливости. Начните с образования. Гоните взашей учителей-неучей. Приведите в чувство милицию, которая своими действиями выталкивает людей в лес.

Нарушая закон, милиционеры должны также отвечать по закону, как и все преступники. Разберитесь с коррупцией. Создавайте экономику. Дайте честные выборы, а не подковёрное интриганство. Пусть люди свои протестные настроения выражают через выборы, а не примыкая к НВФ. Неужели единственный вариант навести порядок в Дагестане - это проводить спецоперации, устраивая войну средь бела дня в мирном городе? Неужели отряды ГРУшников, которые разъезжают по Дагестану, стреляя направо и налево, могут напугать тех, кто не боится смерти и принимает её как избавление?

Я понимаю, что Москве дагов не жалко - для них мы после всего случившегося - зверьё лесное. Но мы-то живём в Дагестане, и каждый убитый - это человеческая история, человеческая жизнь, боль, обиды, очередные ушедшие в лес парни и девушки.

Общество находится в напряжении, желающих взяться за оружие сегодня до опасного много. Но видят ли это те, кто руководит Дагестаном сегодня? Похоже, что нет. Можно биться головой об стену, можно печатать какие угодно разоблачительные материалы - никакой реакции со стороны властей всё равно не последует! Жаль... Ничто не проходит без последствий. В один прекрасный день за все придётся платить: одним - за то, что творили зло; другим - за то, что молчали, глядя на это.

И всё-таки

Самое простое и нужное дело, которое мог бы сделать нынешний президент, это начать открытую дискуссию в обществе и самому в ней участвовать. Люди, которые спорят, редко стреляют друг в друга. Президент должен чаще выходить к людям, говорить с ними, объяснять своё видение ситуации, давать комментарии. Сейчас мы видим глухую стену, которую вокруг него выстроили чиновники; чувствуем, как он незаметно для себя превращается в памятник. Для меня как для журналиста до сих пор непонятно, по каким поводам президент дает свои комментарии, а какие события пропускает мимо. Я не могу понять, есть ли вообще какая-то реакция на наши публикации. При предыдущем президенте реакция была. Мне непонятно, почему обещанная пресс-конференция по итогам Съезда Народов Дагестана так и не состоялась, а по поводу передачи «Анжи» пресс-конференцию устраивают? Мне неясно, почему к 12 часам на следующий день после теракта в «Домодедово» на РИА «Дагестан» мы не видим реакции нашего президента, - ведь текст о трагическом событии был на РИА ещё с утра. В то памятное утро мы читаем на РИА чушь про открытие пейнтбольного клуба в Избербаше, поздравление с Днём молодёжи и прочее - но ни одного слова соболезнования.

Мне непонятно, сколько можно терпеть полный непрофессионализм тех, кто откровенно подставляет президента.

Необходимо создавать социальные лифты и выбивать почву из-под ног тех, кто узурпировал право на управление Дагестаном. Необходимо сделать так, чтобы профессионалы не покидали нашу республику при первой же возможности. Нужно объяснять людям причины, по которым приняты те или иные решения.

У дагестанцев не должно быть чувства, что они находятся на чужом празднике жизни, где их ничего хорошего не ждет.

Дагестан рассечен линиями разлома. Мы делимся по национальностям, по социальному, образовательному, имущественному, религиозному признакам. Каждая глупость, сделанная людьми, представляющими государство, прибавляет аргументы тем, кто призывает к свержению государственного строя. Все назначения анализируются. Все слова запоминаются. Все ошибки учитываются. Каждый неверный шаг прибавляет врагов и убавляет друзей.

От линий разлома не избавишься, Дагестан и так уже похож на конструкцию, что вот-вот развалится. Нужны кардинальные решения, нужны решительные действия, в конце концов. Если ты слишком долго стоишь перед выбором, этот выбор за тебя совершает кто-то другой.