Беларусь после выборов: мнения, оценки, прогнозы

Прошли выборы, отгремели основные баталии на экранах телевизоров и на улицах. Президентом страны в четвертый раз стал Александр Лукашенко. Ситуация в Беларуси снова стала стабильной и, кажется, такой же, как раньше.

И все же после выборов мы живем немного в другой стране. Сохранились добрые отношения с Россией, но почти месяц в Беларусь не поступала нефть. При этом разладились отношения с Евросоюзом, который вчера вновь обсуждал санкции в отношении Беларуси. А наша страна хоть и спокойно работает, учится, гуляет, но на кухнях-то по-прежнему спорят...

Как на эту ситуацию смотрят эксперты? Политологи, экономисты, политики, журналисты? Мы опросили разных людей, задавая им одни и те же вопросы:

1. Как вы оцениваете процесс выборов, события после них?

2. Власть обозначила, что в стране есть «политическое меньшинство» с другим мнением. Что нужно делать, чтобы консолидировать общество, не дать появиться конфликту?

3. Перспективы Беларуси в отношениях с соседями, Россией и ЕС. Как могут развиваться отношения?

Юрий ШЕВЦОВ, политолог (Беларусь):

«Нужно снова учиться договариваться - и внутри страны, и вне ее»

1. Сами выборы не слишком отличались от предыдущих, отличия были в поствыборной реакции. В оппозиции почти не осталось молодежных радикальных группировок. Но на площадь пришло неожиданно много людей. Неожиданно для социологов, политологов... Большинство из них - не активисты оппозиции. Это часть среднего класса, интеллигенции, люди, скорее, с критическим, чем с протестным мышлением. Второе отличие в том, что кандидаты повели людей к Дому правительства, и то, что часть толпы пыталась войти в здание. Мы видели решительное поведение оппозиции, но сама по себе она сейчас все-таки слаба, как никогда за последние 16 лет. Разъединенная, на 19 декабря - без прежней западной дипломатической поддержки. И если бы не провокация громких событий 19-го, скорее всего, она разваливалась бы и дальше. Сам разгон мог быть другими методами, хотя по сути это было вытеснение людей с площади по секторам, а могли, например, выталкивать толпу как единую массу или применить газ, шумовые гранаты, это вызвало бы давку... Все могло быть и хуже.

2. Эти люди не являются активной политической оппозицией. Их нужно убеждать, подбирать ключи к их симпатиям. Ведь если протестные настроения есть, могут быть использованы радикальными политическими группами.

В целом же нашему обществу нужно придать динамику, гибкость в политической и экономической сферах. И то, что появилось после выборов, укладываются в эту тенденцию: директива №4, указание правительству уменьшить степень контроля в управлении экономикой. Но лишь время покажет, достаточно ли этих инструментов.

3. Реакция Запада, на мой взгляд, неадекватна. В тех же Тунисе, Албании произошли более кровавые события, и мы не видим такой реакции. У нас не произошло ничего, кроме знакомого большинству стран, в том числе западных, небольших волнений в ходе несанкционированной манифестации. Если бы события развивались по-другому, если бы были жертвы или люди вошли в Дом правительства, нам угрожал бы внешнеполитический конфликт, и серьезный. Но этого, к счастью, не случилось. Сейчас разумно быстрее закончить следствие, чтобы прошел суд, а затем, если будут осужденные, политическим путем решать их вопрос, скорее всего, видимо, через помилование.

С ЕС в этом году вряд ли удастся перебороть весь негатив. Но отношения могут улучшиться в следующем году в связи с парламентскими выборами. Есть вероятность, что сформируется оппозиция, лидеры которой будут приемлемы и для белорусской стороны, и для ЕС.

С Россией тоже нужно снова искать общий язык. Общество там изменилось, с ним надо учиться говорить, вызывать симпатию, получать влияние. ЕЭП должен в этом году заработать, в экономике ожидается рост, и тут проблем быть не должно.

Нужно пересматривать формы, нужно общение со всеми. И внутри страны, и вне ее.

Петр МАРЦЕВ, политолог, бизнесмен, редактор «БДГ» (Беларусь):

«Нужно срочно начинать экономические реформы и внутриполитический диалог»

1. Главным результатом можно считать конфликт с Западом. Мы несколько лет выстраивали многовекторную политику, а 19 декабря закрыли этот вектор надолго.

В самом обществе мало что изменилось. Если кто-то и питал надежду на другой исход выборов, то только идеалисты и активисты... Силовая акция была ожидаемой, власти снова доказали, что они могут действовать жестко и бескомпромиссно. Апатию в обществе породили не столько выборы, сколько события после них. В конечном счете мы оказались в большей зависимости от России... Эта победа на выборах досталась слишком дорогой ценой.

2. В самом обществе конфликта нет. Есть конфликт внутри политических элит, групп. Это внутренний конфликт, когда большинство не хочет признать политические права меньшинства. Очевидно, что нужен диалог. Без него ситуация останется напряженной, будет сложно восстановить отношения с Западом, будет сложно разговаривать с Россией, которая сейчас по отношению к Беларуси будет вести себя жестче. И правящей элите в этой ситуации будет трудно маневрировать без поддержки политического меньшинства.

3. Процесс общения с Россией и с ЕС, как ни странно, должен быть одинаковым - через внутренний политический диалог, трансформацию политической модели, организацию партий, парламентские выборы... С ЕС ситуация очень сложная. Не думаю, что в ближайшем будущем будут какие-то прямые переговоры. Но те, кто считает, что Евросоюз нам не важен и не нужен в качестве партнера, тот глубоко заблуждается. Стратегически ЕС важен и как противовес давлению России, и с точки зрения развития технологий, модернизации нашей экономики.

Закончились времена уличных боев, площадей, пикетов. Это неэффективно, создает напряжение в стране, невыгодно никому. Нужен внутренний политический диалог. Должна появиться нормальная оппозиция, организованная, с целями и задачами, которая должна прийти в парламент. Нужны политические силы, которые будут отвечать ожиданиям другой части электората. Это позволит сохранить стабильность в государстве. И будет основой восстановления полноценного диалога с Западом.

Сотрудничество в рамках ЕЭП сулит выгоду, но наша экономика не реформирована, многие предприятия не выдержат конкуренции. Нужна реформа экономики, а не вялая либерализация, и как можно быстрее.

Ольга АБРАМОВА, политолог (Беларусь):

«Нужно изменить нормы, которые не позволяют инакомыслию выйти из гетто»

1. Выборы отличались тем, что было больше возможностей для альтернативных кандидатов. Хотя, на мой взгляд, ни один из них не рассчитывал стать президентом, например, серьезной экономической программы не было ни у кого.

Но завершение выборов испортило все впечатление и перечеркнуло попытки поработать над улучшением имиджа Беларуси.

Мы не знаем до конца, что произошло 19-го, каждый будет при своем мнении. Что было запланировано? На что повелась толпа? На мой взгляд, были ошибки со стороны лидеров оппозиции. Это безответственно - двигаться к Дому правительства, не обеспечив безопасность людей. Власть нельзя трогать руками! Другой неразумный момент и - заявление об альтернативном правительстве. Это уже может трактоваться как попытка переворота.

2. У власти пока нет механизма взаимодействия с протестной частью общества. По-хорошему, нужен постоянно действующий круглый стол между властью и оппозицией. Полноценный, критичный, открытый. Нужно пересмотреть жесткие нормы, которые регулируют общественную и политическую сферы, нужна либерализация «политического» законодательства, включая некоторые статьи УК, отмена норм, которые не позволяют инакомыслию выйти из гетто, ведь протестные настроении ширятся, игнорировать их нельзя.

Сейчас должен пройти суд над задержанными, но политиков и их доверенных лиц можно отпустить до суда под подписку о невыезде. Это будет жест доброй воли. (На момент подписания номера некоторым из задержанных изменили меру пресечения на домашний арест. - Ред.) Если будет проявлена определенная гуманность, могут начаться подвижки к диалогу.

3. Сейчас в отношениях с ЕС от белорусского руководства мало что зависит. Думаю, пока движение будет происходить в восточном направлении. Выгоды в перспективе есть, то же ЕЭП, если в нем будут учитываться интересы всех участников. Но нельзя отказываться от западного направления, потому что другие векторы, в том числе и китайский, азиатский, нам его не заменят.

Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации (Россия):

«Беларуси нужен качественный рывок»

1. Выборы прошли нормально, зарегистрировали всех кандидатов. Что касается последующих событий, во-первых, демонстрация беспорядков - это не то, что способствует разговорам о том, что все хорошо. Во-вторых, были тактические ошибки. Скажем, если компетентные органы компетентны, они должны были знать, что готовится провокация. И, когда человека с пробитой головой держат в СИЗО - это глупость, он явно не боевик, пары милиционеров у палаты было бы достаточно. Тогда обвинений в адрес Беларуси было бы на порядок меньше. Что касается всего остального, ну извините, если кто-то призывает, по сути, к попытке государственного переворота, то он за это должен отвечать.

Что касается реакции других стран, всегда хочется почувствовать себя ментором и рассказать, что у вас все плохо - учитесь. Я думаю, что есть какие-то конкретные европейские и российские интересы к Беларуси. Например, когда западные серьезные люди, журналисты, общественники, начинают рассказывать России про права человека, это в переводе на русский означает «ребята, сделайте нам скидку». Я думаю, что у вас тот же случай... Российские олигархи хотят парочку нефтеперерабатывающих заводов в первую очередь. И я их хорошо понимаю. А чего хотят европейцы - не знаю.

2. 20% политического меньшинства - это не страшно. Проблема в другом. В Беларуси может ухудшаться социально-экономическое положение. Ваша система управления добросовестна, но ориентирована на исполнение, а в условиях кризиса нужна инициатива. Выходом могло бы стать использование технологий советского АПК, которое способно резко снизить ваши издержки и придать огромный импульс вашей экономике, но для этого нужна именно инициативная система управления. Нужно правильно поставить задачу на поиск и освоение новых технологий. Вы имеете возможность превратить свою страну в технопарк не только для России, но и для всей Европы, отчасти для Китая.

3. Я думаю, что Беларусь должна просто дружить со всеми соседями и ориентироваться на свой здравый смысл. Еще месяца два-три нужно будет потерпеть, а потом конфликт сойдет на нет, как и любой скандал. Но страна должна понять, что если вы будете пытаться развиваться так, как вы развивались прошлые 10 лет, то через четыре года это будет дестабилизированная территория. Это связано не только с тем, что кто-то хочет вам зла (хотя и такое тоже есть), а с тем, что мировая конъюнктура ухудшается и будет ухудшаться, и без качественного рывка Беларусь не выживет.

Сергей МУСИЕНКО, политолог, руководитель аналитического центра EcooM:

«Общаться со всеми нужно спокойно и выдержанно. Вины за нами нет»

1. Сами выборы я оцениваю очень высоко, выборный процесс получил высокую оценку и от ОБСЕ. Последующие события подпортили впечатление, но это была запланированная акция кандидатов от оппозиции, чтобы дискредитировать результат выборов. Они понимали, что ничего более сделать не могут. Все опросы всех служб показывали их проигрыш. Оспаривать можно что-то спорное, а здесь им нужно было просто дискредитировать результат. Все было сделано беспочвенно и не на благо народа. Люди поставили свои судьбы, свои жизни выше жизни народа. Для кандидатов от оппозиции интересы Беларуси - ничто, они это показали.

2. Люди, которые провели эту акцию, далеки от общества. У них свои цели, им платят из-за границы. А люди, которые голосовали против, - это обычный протестный электорат. Они голосовали против, но не собирались ломать и бить. Внутри общества нужно общаться так же, как общались. Должны прийти здравомыслящие люди на смену радикальной группе, нанятой другими государствами, которую нужно отправить туда, откуда они получали финансирование. Эти лидеры оппозиции должны признать, что они не справились, и уйти.

3. Мне кажется, это испортившиеся отношения, - это «болезнь роста». Беларусь выросла, стала в чем-то более демократическим государством, чем те же США. У меня есть впечатление, что американцы похожи на нас, советских: боятся высказывать свою точку зрения, смотрят на старшего в делегации. Мы эволюционным путем уходим от советского мышления, становимся более демократичными. Мы сильнее и мудрее по отношению ко многим наносным вещам. Поэтому общаться с Западом нужно спокойно и выдержанно, правота на нашей стороне. Мы не должны каких-то уступок делать, за нами вины нет. Почему мы должны ЕС уговаривать? Они должны сами осознать, что не правы. Не от нас исходит проблема, нам она навязана.

А если и есть неправильные какие-то вещи, давайте не закрываться, не делать барьеры для чиновников. А то создается впечатление, что наших чиновников не пускают на Запад, чтобы они не увидели язвы и пороки того общества. Если там так хорошо, почему бы не пустить, не показать? Запрет на поездки журналистам тоже дикость. Нам же нужно западных журналистов приглашать в Беларусь и делать для них туры, а не только для россиян.

Россия обрадовалась сложившейся ситуации, и я не думаю, что в ближайшее время у нас будут какие-то осложнения. У них, к сожалению, у самих сейчас такие проблемы, что им не стоит учить здесь кого-то.