В ЕС пытаются урезонить страну-председателя
На модерации
Отложенный
Новый год для Европейского Союза начался бурно. Очевидно, и ближайшие месяцы не будут спокойными для сообщества, в котором роль председателя в этот период будет играть Венгрия. Ее власти определили для себя весьма амбициозную программу действий, охватывающую практически все важнейшие проблемы жизни сообщества — от социальных вопросов до проблем энергетической безопасности, а также окружающей среды и даже реформу механизмов управления экономикой еврозоны в посткризисный период. И это при том, что сама Венгрия в зону обращения единой европейской валюты не входит. Но так уж сложилось, что Европа переживает свои не лучшие времена, а откладывать решение насущных проблем уже невозможно. Так что в нынешнем году Венгрии, а за ней и Польше, придется проявить весь свой опыт, накопленный за семь лет пребывания в ЕС, чтобы доказать: уроки евроинтеграции центральноевропейские страны прочно усвоили и готовы действовать и поступать по-европейски, руководствуясь принципами, которые были заложены в основу объединения.
Формально президентство Венгрии является продолжением программы, которую более года назад согласовали, а потом выполняли Испания и Бельгия. Правда, реализация значительной части ее мероприятий досталась именно венграм. В представленной на прошлой неделе стратегии страны-председателя говорится о планах нового этапа расширения ЕС, усиления восточной политики соседства (в том числе и отношений с Украиной) и решения острых для Европы демографических проблем и проблем нацменьшинств. К некоторым из этих вопросов боялись подступиться даже более крупные и влиятельные в ЕС страны. Венгрия же чувствует в себе потенциал поднять «интересы Европы на новую высоту», сделать Европу „сильной“, более сплоченной и солидарной. Нынешний премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также призвал европейцев не бояться быть „патриотами“, отвергая при этом обвинения в приверженности „национализму“, которые часто адресуют ему и возглавляемой им партии Венгерский гражданский союз (ФИДЕС). По выражению одного европейского парламентария, Венгрии досталось президентство не только в критический для экономики региона момент, но кризисный с точки зрения соблюдения „ценностей“, на которых держится союз 27 государств. Будапешт оригинально подошел к решению ряда проблем и нестандартно распорядился некоторыми уже устоявшимися в Европе принципами. Его первые шаги шокировали партнеров и привели к скандалу, который может помешать выполнить все задуманное.
Еще до начала своего председательствования венгры заставили „старушку Европу“ понервничать и вспомнить о том, что действия отдельных членов ЕС не всегда совпадают с мнением большинства, а у органов Союза порой не хватает сил и средств урезонить нарушителей даже тогда, когда те замахиваются на святая святых. Незадолго до наступления нового года власти Венгрии пересмотрели закон, регулирующий деятельность СМИ — как традиционных изданий, так и электронных, включая интернет-публикации. Законопроект под номером T/363, одобренный сторонниками Виктора Орбана из ФИДЕС в парламенте Венгрии 21 декабря и вступивший в силу 1 января — в первый день президентства страны в ЕС, вызвал негодование и протесты по всей Европе. Закон фактически переносит в сферу регулирования медиа некоторые положения административных кодексов, которые дают властям больше возможностей контроля над СМИ, а также над отдельными журналистами, расширяют сферу применения штрафных санкций, способных экономически подорвать независимость массмедиа. Сомнения вызывают правила, принуждающие к раскрытию источников информации. Усиливается влияние государства на прессу: создается новый наблюдательный орган — Совет по массмедиа, способ формирования состава которого и его степень влияния на редакционную политику СМИ выходят за рамки принятой в Европе демократической практики. Еще в декабре в Евросоюзе звучали голоса о том, что Венгрию следует лишить права председательствования в ЕС, но эта радикальная идея поддержки не нашла. В Еврокомиссии решили сделать собственные выводы о соответствии венгерского закона европейским практикам. 21 января в Будапешт было направлено письмо, в котором выражаются „сомнения“ по поводу того, что поправки в закон о СМИ соответствуют европейским стандартам. Еврокомиссия дала Венгрии срок до 4 февраля разъяснить свою позицию, иначе ЕК начнет готовить определенные легальные процедуры. (Впрочем, в Брюсселе уже признали, что они смогут повлиять на пересмотр закона, но не смогут поменять правила функционирования Совета по массмедиа.) К слову, венгерские власти и чиновники рьяно отстаивают правоту действий нынешнего кабинета, отмечая, что в венгерском законодательстве по СМИ нет ничего такого, чего бы не было в праве других стран Европы. Еще один сомнительный аргумент Будапешта: закон о СМИ — малозначительная тема, чтобы ради него срывать все масштабные планы венгерского президентства. Впрочем, так в Европе полагает меньшинство.
Сам Виктор Орбан использовал свое выступление 19 января в Брюсселе с программой действий Венгрии на ближайшие полгода для отповеди критикам закона о СМИ. Он посоветовал не смешивать вопросы внутренней политики его страны с тем, что будет происходить в последующие шесть месяцев в рамках целого Евросоюза.
Всем, кто это будет делать, он лично готов бросить вызов. „Я готов к бою“, — сказал венгерский премьер.
Однако Виктор Орбан, очевидно, переоценивает свои бойцовские качества и, возможно, недооценивает степень недовольства партеров по ЕС, а также сложность ситуации в собственной стране. Ведь то, что происходит вокруг медиазакона — лишь видимая вершина айсберга проблем, с которыми Венгрия сегодня стала у руля европейского корабля. Недовольство Евросоюза не ограничивается ситуацией вокруг венгерских СМИ. С апреля 2010 года, когда ФИДЕС победила на выборах, получив подавляющее большинство в парламенте, правительству Орбана не удалось существенно улучшить экономическое положение,
власти не получили кредитной поддержки от МВФ и были вынуждены пойти на чрезвычайные меры по сокращению государственных расходов. Причем политика в этой сфере также далека от европейских стандартов, вызывая немало нареканий со стороны Брюсселя. Так, за последние месяцы в конституцию страны уже десять раз вносились изменения с целью убрать любую возможность законодательно оспорить действия кабинета. Наиболее пострадавшим от этой реформы основного закона оказался Конституционный суд страны, который лишился полномочий влиять на экономические решения правительства, в частности, в налоговой и бюджетной сфере. В Европе усматривают в этих действиях посягательство на верховенство права и принцип разделения полномочий ветвей власти.
На этом правительство Орбана не остановилось и, убрав с пути данное препятствие (Конституционный суд), запустило радикальные налоговую и пенсионную реформы. В ходе первой, которая была законодательно оформлена в октябре, т.н. „кризисный налог“ был введен для всех магазинов розничных сетей, телекомуникационных и электрогенерирующих компаний (еще ранее, с июля, он был введен для финансового сектора). Благодаря этим мерам власти обещают собрать дополнительно 1,8—2,5 млрд. евро, чтобы залатать дыры в бюджете, доставшиеся от предыдущего кабинета. Однако
следует отметить, что именно в этих отраслях велико присутствие иностранного капитала, и многие инвесторы-европейцы усматривают в таких действиях Будапешта дискриминацию. В письме-жалобе в Еврокомиссию представители десятка компаний разных стран Европы, являющиеся крупными инвесторами в Венгрии, высказали свой протест в связи с данной практикой, которая нарушает правила общего рынка, ведет к многомиллионным убыткам, бремя которых Венгрия перекладывает на соседей. В поддержку этих требований также выступило правительство Германии, не исключив возможности обращения в Европейский суд.
Вторым этапом шоковой терапии стала пенсионная реформа. В то время как в ЕС обсуждается вопрос повышения пенсионного возраста, Будапешт пошел другим, неожиданным путем. Власти в конце ноября приняли решение, отменяющее частные пенсионные фонды. 3,3 млн. венгров — треть населения страны, — имеющие в них свои личные сбережения, должны до конца февраля перевести средства в государственный пенсионный фонд, который также будет использоваться для поддержки госбюджета. Те, кто откажется выполнить этот ультиматум властей, лишатся права на государственное пенсионное обеспечение. Евросоюз также высказал крайнее недовольство такими действиями, а СМИ открыто сравнивают преобразования Орбана с режимом „Скотного двора“ Оруэлла, а также говорят о ползучей «путинизации» Европы.
По мнению экспертов, налоговая политика правительства Орбана на руку венграм с доходом выше среднего, а также локальным олигархам, которые видят в правительстве защитника от конкуренции с иностранным капиталом. Орбан подстегивает гонения на иностранных инвесторов, обвиняя их в том, что это они финансировали провальную политику предыдущего правительства социалистов, которое довело страну до кризиса, а в 2008 году чуть ли не до дефолта. Спекулируя на ошибках предшественников, ФИДЕС и его лидеры просто оттягивают момент, когда должны будут сами ответить за свои действия. Он может наступить уже в конце февраля. Именно тогда власти должны представить план реструктуризации и сокращения своих финансовых расходов. Не сделав этого, правительство Орбана потерпит свою первую крупную неудачу, оказавшись ко всему прочему еще и финансово несостоятельным. Венгрия в таком положении не сможет определять правила игры, даже являясь председателем Евросоюза. Европа, конечно, протянет руку помощи, но случится это лишь в том случае, если Будапешт перестанет преподносить Евросоюзу и соседям неприятные сюрпризы.
Судя по последним высказываниям Виктора Орбана, он сделает все, чтобы поставленные цели как внутри страны, так и в европейской политике были достигнуты. Взяв на вооружение старинную доктрину Finis sanctificat media (Цель оправдывает средства), он забывает о том, что Европейский Союз, его члены смогли преодолеть все трудности, действуя совместно, создавая общий рынок и общее будущее, отстаивая общие ценности. Других вариантов ЕС для своих членов пока не предусматривает.
Комментарии
Наверное венграм заплатили Бухарест и София, чтобы тем им помогли цыган "интегрировать" куда-нибудь в Францию-Бенилюкс