Министр юстиции Беларуси: демократия – это верховенство закона

На модерации Отложенный

Демократия — это верховенство закона. Министр юстиции Беларуси Виктор Голованов о концепции национальной безопасности, противоправной деятельности, правозащитниках и двойных стандартах

— Виктор Григорьевич, два месяца назад главой государства утверждена Концепция национальной безопасности нашей страны. Что предполагает реализация этого документа?— Концепция национальной безопасности представляет собой комплексный нормативный правовой акт, который определяет национальные интересы нашей страны, т. е. это прежде всего обеспечение независимости Беларуси, сохранение суверенитета, незыблемость конституционного строя, достижение высокого уровня и качества жизни наших граждан. Концепция формулирует состояние национальной безопасности республики на современном этапе, а также основные потенциальные либо реально существующие угрозы. К ним, в частности, относятся посягательства на независимость, суверенитет и конституционный строй нашего государства, навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы. К таким угрозам, в соответствии с концепцией, относятся также возникновение в Республике Беларусь беспорядков, сопровождающихся насилием со стороны группы лиц, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, суверенитета и существования государства, попытка дезорганизации системы государственного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов.В концепции закреплены задачи, принципы обеспечения национальной безопасности, а также основные направления нейтрализации источников и угроз безопасности, определена система обеспечения национальной безопасности государства.Замечу при этом, что обеспечение безопасности государства — одна из основных функций любого цивилизованного демократического государства.

— На чем основывается Концепция национальной безопасности Республики Беларусь?— Концепция основывается и логически вытекает из Конституции нашей страны, в статье 1 которой закреплено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.Этот документ основывается также на ряде законов Республики Беларусь: Законе Республики Беларусь “О Президенте Республики Беларусь”, “О Совете Министров Республики Беларусь”, Законе Республики Беларусь “Об органах внутренних дел Республики Беларусь”, Законе Республики Беларусь “Об органах государственной безопасности Республики Беларусь” и других.Конституция Республики Беларусь (статья 79) наделяет Президента Республики Беларусь правом принимать меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности.

— Исходя из этого, можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы вправе принимать определенные меры воздействия в случае посягательства на национальную безопасность государства?— Безусловно. Например, Закон Республики Беларусь “Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь” к числу основных задач относит борьбу с преступностью и противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь. Защита интересов общества, государства от преступных посягательств в соответствии с законодательством возложена на органы внутренних дел, органы госбезопасности, иные государственные органы.Поэтому, выполняя свои задачи по обеспечению защиты конституционного строя, правопорядка, эти органы, по сути дела, защищают белорусский народ от противоправных посягательств.Схожие задачи лежат на правоохранительных органах иных демократических государств. Государственная власть должна поддерживать в обществе необходимый правовой порядок и уметь в случае необходимости защитить конституционный строй в интересах национальной безопасности.

— Отвечают ли принятые в нашей республике законы в сфере национальной безопасности международным правовым актам?— Концепция национальной безопасности в полной мере соответствует основополагающим международным правовым актам.Так, Устав Организации Объединенных Наций, учредителем которой является и наша страна и объединяющей 192 страны мира, устанавливает принцип невмешательства во внутренние дела любого государства. Всеобщая декларация прав человека 1948 года закрепляет обязанность государства защищать права человека. Причем в целях уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе в соответствии с законом права отдельных лиц могут быть ограничены.Общество не может допустить, чтобы кучка лиц, игнорируя законы общества и злоупотребляя правом на свободу митингов, уличных шествий, нарушала правопорядок, права иных лиц, а что касается событий в Минске 19 декабря 2010 года, то, по сути дела, покушались на деятельность органов госуправления страны, захват власти.Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки в 1975 году, участником которого от СССР был Л.И.Брежнев, однозначно провозгласил принцип невмешательства государств-участников во внутренние и внешние дела других государств и воздержания от любой деятельности, направленной на свержение режима другого государства-участника.Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников Содружества Независимых Государств 1994 года накладывает на каждое государство Содружества обязанность пресекать в соответствии с национальным законодательством создание и деятельность на своей территории организаций и групп, а также действия отдельных лиц, направленные против независимости, территориальной целостности государств СНГ.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году, устанавливает, что ни одно государство не должно организовывать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную или иную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства.Указанные принципы подтверждены и рядом других международных правовых документов.



— Зарубежные СМИ, ссылаясь на якобы единственное правозащитное общественное объединение в нашей стране — Белорусский Хельсинкский комитет, сообщили о подаче им заявления в ООН о нарушениях прав человека в Республике Беларусь.— В нашей стране только профсоюзных организаций более 22 тысяч. В уставе каждой из них закреплено право защиты как своих членов, так и других лиц. Более ста общественных объединений национальных меньшинств, десятки творческих общественных объединений также обладают таким правом. Так что у нас в стране действуют сотни общественных объединений, которые достойно представляют гражданское общество страны и являются правозащитными.Однако не скрою, общественное объединение “Белорусский Хельсинкский комитет” присвоило себе функцию судьи в собственном отечестве, раздавая оценки законности действий государственных органов республики. К сожалению, по информации этой организации западные страны судят о том, что происходит в нашей стране. Причем подобные организации никогда не напишут о том, что в Республике Беларусь реально защищено право граждан на безопасное проживание, труд, социальную защиту, бесплатное медицинское обеспечение, образование. Складывается впечатление, что западные спонсоры ждут от них иной информации.Между тем Декларация ООН о правозащитниках 1998 года закрепляет обязанность подобных “правозащитников” действовать в юридических рамках внутреннего законодательства страны. Конституция Республики Беларусь провозглашает право граждан не просто на получение информации, а на получение полной и достоверной информации. Кстати, в своем уставе эта организация закрепила осуществление своей деятельности на принципах законности. Получается, принцип есть, а законности нет. Министерство юстиции вынесло этому общественному объединению письменное предупреждение за распространение недостоверной предвзятой информации.

— Почему же используются двойные стандарты в вопросах прав человека?— К сожалению, в последнее время в международное право вносятся идеи безграничных прав человека, возможности даже гуманитарной интервенции в защиту этих прав в страны, которые проводят самостоятельную политику. В правовой жизни все чаще встречаются новые словосочетания — “мягкий суверенитет”, “страны с несостоявшейся демократией”. Возникающие теории посягают на суверенитет государств, национальное достоинство народа, права и свободы простого человека. Вносятся предложения о пересмотре Устава Организации Объединенных Наций, в котором как раз закреплен принцип невмешательства “во внутреннюю компетенцию любого государства”. Идет противопоставление прав человека принципам государственного суверенитета. Отдельные государства, недавно ставшие на путь самостоятельного демократического развития, упрекаются в недостатке демократии, неспособности сформировать гражданское общество и т.д.Неспешно, но последовательно ставятся под сомнение базовые принципы ряда заключенных основополагающих международных соглашений.Между тем когда хулиганствующие элементы нарушают общественный порядок в странах, которые учат демократии других, то наводится железный порядок с помощью водометов и резиновых пуль.Наша задача — продолжать строить демократическое правовое социальное государство, поддерживая для этого национальную безопасность. Президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопросы отечественных и зарубежных СМИ 20 декабря 2010 года, напомнил, что каждое государство имеет свои принципиальные особенности и отличия, в силу этого оно и должно развиваться. “Поэтому мы будем делать и в политическом отношении, и в экономическом только то, что нужно нашему народу”.