Многонациональный российский народ - проект, а не реальность
Проблема смены поколения элит на самом деле лишь частный случай проблемы вообще смены поколений общества в целом. Здесь, наверное, ключевой вопрос - это принцип отбора. Как работают механизмы рекрутирования элит, заработают ли новые вообще? Наша элита на сегодняшний день осталась, скорее, старой прежней номенклатурной или она переходит уже к какой-то новой модели формирования, на каких принципах, как работают социальные лифты, с точки зрения возможности притока и пополнения элиты новыми кадрами? Что, вообще говоря, является ключевыми критериями: компетентность или знакомства, эффективность или клановость? Это проблемы, которые стоят традиционно.
Механизмы отбора тоже могут быть ручные, и просто поиск, поиск, поиск каких-то кадров, в том числе и выращивания, может быть, кадров. Они могут быть и институциональными только тогда, когда, конечно, работают вот те самые социальные лифты, когда политическая система дает большие возможность для того, чтоб приходили новые люди, продвигались. Это, в общем, только часть проблемы. Потому что основная проблема все равно состоит в том, как трансформируется общество, как происходит смена поколений, соответственно вокруг каких принципов и ценностей дальше общество будет развиваться.
У нас, в общем, проблема консолидации единой гражданской нации. Она на сегодняшний день является ключевой. Мы многонациональный российский народ, объединенный общей судьбой на своей земле и, ответственный за судьбы будущих поколений. Вот это «мы многонациональный российский народ», на сегодняшний день не является реальностью. Является скорей проектом. Даже тема, возникшая в Послании Дмитрия Медведева, про часовые пояса в каком-то смысле имеет, в том числе, довольно глубокие измерения.
Что сегодня связывает страну, кроме телевизора и русского языка и, может быть, отчасти Интернета все в большей степени? И, может быть, еще рубля, как, в том числе символа монетизации многих ценностей. Что связывает, что превращает в единую нацию на сегодняшний день жителей Северного Кавказа и, например, жителей Дальнего Востока? Что объединяет как единое социальное общество Пикалево и Рублевку? Это очень серьезный вопрос. И это вопрос, в том числе, выхода общества из постсоветского состояния.
Что можно сказать о том, как формируется общество, вокруг каких принципов, вокруг каких ценностей? Не случайно Дмитрий Медведев в своем Послании адресовался к победе во Второй мировой войне, победе в Великой Отечественной войне. Действительно, вот эти ценности победы остаются, кстати говоря, на сегодняшний день одними из немногих, которые, действительно, являются консолидирующими для нации. Но смена поколений элит, вообще говоря, это ключевой вопрос, потому что, конечно, элита будет задавать то, как будет дальше развиваться, как будет идти дальше трансформация общества. В какую сторону будут идти трансформации ключевых социальных институтов, где и происходит выплавление каких-то гражданских идентичностей.
Та же школа, это, конечно, Армия, это, конечно, МВД. Форма Министерства Внутренних дел, мне кажется, вообще в какой-то момент превратится в ключевой вопрос развития общества и его социальной динамики. А на сегодняшний день мы понимаем эту проблему, как проблему коррупции, как проблему повседневной неудовлетворенности правом, законом и т.д. Но на самом деле, в какой-то момент, это может превратиться, действительно, в очень серьезный вопрос. Или мы реформируем, в частности МВД, конечно, не только МВД, и создадим вот просто новый нормальный, повседневный правопорядок жизни или общество не будет иметь возможности двигаться куда-то дальше.
Проблема смены поколения - это еще и проблема, такая серьезная ситуация, связанная с тем, что очень многие уехали. Вот это среднее поколение, на сегодняшний день наиболее компетентных российских ученых, во многом находится вне страны. И проблема их возвращения, проблема в том, чтобы они участвовали и чтобы они, кстати, входили в элиту России. Это очень важный вопрос. Про науку, кстати, Дмитрий Медведев практически в своем Послании сказал, но он до Послания говорил о том, что это очень серьезный отдельный вопрос, который, возможно, потребует отдельного выступления программного, отдельного специального послания.
Но в российской науке проблема смены поколений является на сегодняшний день ключевой. Здесь весь вопрос в том, что происходит с этими идентичностями и с теми ценностями, вокруг которых консолидируется новое поколение. И есть вопрос, что должно происходить. К сожалению, это не одно и то же. Новые поколения, которые сейчас, так сказать, выходят уже в активную социальную жизнь, которые скоро будут выходить в политику, скоро будут играть большую роль в экономике, они оказались поколением как раз вовсе не с очень сильными модернизационными ценностями.
Они, в значительной степени, выросли на рентно-перераспределительных ценностях. Они ориентированы на общество потребления. Они хотят работать в сырьевых компаниях или на госслужбе.В нeзначительной степени тоже патерналисты. Это, как раз, с точки зрения модернизационных задач, не очень хорошо. И если говорить о том, что должно было бы происходить, то, конечно, вот эти ценности, которые должны выходить на первый план и становиться, в том числе критериями отбора - это, прежде всего, знания и компетенция. Это вопрос той самой умной политики, умной экономики, умного общества. То, что может на самом деле и, наверное, должно быть главным критерием неравенства в обществе, я бы сказал так.
Мы же понимаем, что в любом обществе существует неравенство. Но если мы, например, хотим выбирать, то мы в каком-то смысле можем выбирать. Мы можем выбирать, должны ли были быть наверху богатые или просто люди как бы наиболее циничные и хитрые. Или должны ли быть наверху люди самые умные и самые компетентные. Это вопрос к обществу. Это вопрос к политической системе. Это вопрос политики. Это вопрос того, на что вы делаете ставку и какие сигналы обществу вы посылаете. Какие сигналы посылает обществу сама элита в своей повседневной практике. И какие сигналы дает государство обществу, с точки зрения того, что оно востребует, кто будет получать возможности, на кого страна хочет опираться.
Это вопрос очень широкой инновационной политики, включающий в себя все от кадров, от кадровой политики и, заканчивая, так сказать, и культурой и политикой СМИ. И просто тем отношением в обществе, которое существует к тем или иным социальным группам, социальным страхам, представителям тех или иных профессий. Это вопрос очень серьезный. Я сейчас говорю об эшелонированной и многолетней политике, но в значительной степени тут есть, что менять, потому что два десятилетия рентного развития все-таки свою роль сыграли. Новые поколения в очень большой степени, в степени опасной для модернизации, ориентированы на просто общество потребления и на воспроизводство вот этой вот модели сырьевого госкапитализма.
Комментарии