"Новая газета": сделка века и русская рулетка
Альянс BP и «Роснефти» приведет к усилению зависимости западных экономик от российских энергоносителей.
Подписанное в прошлую субботу соглашение об обмене акциями между «Роснефтью» и британской ВР было в начале недели новостью первого ряда в европейских СМИ. Мнения обозревателей, политиков и экономистов разделились: одни называли это соглашение «игрой в русскую рулетку», другие - «первой сделкой, достойной ХХI века».
В комментариях финансовых аналитиков и акционеров - больше восхищения масштабом сделки, которую удалось совершить ВР, чем обеспокоенности политическим риском. Во-первых, полагают они, партнерство в форме обмена акциями не позволит российской стороне действовать произвольно. Во-вторых, допуск западной компании в российскую Арктику не имеет прецедента, открывает невиданные возможности, что само по себе перевешивает любой негатив.
Финансовое положение и репутация ВР изрядно потрепаны последствиями прошлогодней катастрофы в Мексиканском заливе и санкциями со стороны правительства США. А сделка с «Роснефтью» открывает ей перспективу доступа к вожделенным арктическим районам, которые до сих пор были безраздельной вотчиной нефтяников России.
Новое партнерство благословили правительства двух стран. Хотя ВР давно утратила национальность и входит в число крупнейших мировых компаний, традиционно она считается все же британской.
Лондон и Москва показали, что не смешивают дипломатическую войну с бизнесом, подчеркивает Reuters, напоминая об отравлении Александра Литвиненко, череде шпионских скандалов и прочих невзгодах в британско-российских отношениях.
Коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов, пытаясь вытащить Британию из рецессии, сделало ставку на расширение торговли с ключевыми развивающимися рынками, в частности, со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Премьер-министр Дэвид Кэмерон в прошлом году возглавил делегации бизнесменов, побывавшие в Индии и Китае, а в этом году собирается с таким же визитом в Россию.
«Россия занимает важнейшее положение в глобальной энергетике, потому что сегодня на нее приходится почти пятая часть суточной добычи газа в мире и около 13 процентов добычи нефти. Следовательно, эта инициатива - хорошая новость для Европы, для энергетической безопасности в Великобритании и во всем мире», - заявил британский министр энергетики Крис Хьюн.
«Мы видим своего рода калибровку отношений при нерешенности некоторых принципиальных проблем, - считает Ричард Уитмен, профессор университета города Бат, которого цитирует Reuters. - По поводу спора о Литвиненко Москва и Лондон заключили «соглашение о несогласии», оставив этот конфликт в стороне от других важных сфер отношений, таких как бизнес».
Эта сделка дает ВР доступ к одному из последних оставшихся в мире нетронутых ресурсов нефти и открывает новый рубеж на фоне сомнений в ее способности к дальнейшему расширению добычи в американских водах, отмечает «Дейли телеграф». Наряду с увеличением доли в «Роснефти» до более чем 10 процентов ВР будет сотрудничать с российским партнером в разведке и разработке месторождений в южной части Карского моря, что «примерно соответствует по масштабу и перспективности британским месторождениям в Северном море». По прогнозу Credit Suisse, сделка может наполовину компенсировать активы, которые ВР продала в результате катастрофы в Мексиканском заливе.
Но чем перспективнее прогнозы, тем больше ноток сомнения. Технология бурения в экстремальных погодных условиях пока еще практически не отработана. Нужны инвестиции в инфраструктуру - особенно в порты и трубопроводы. Арктический шельф России мало изведан и пока не готов к эксплуатации, отличается суровым климатом. Как полагают эксперты JP Morgan, потребуется от 10 до 15 лет, прежде чем там начнут добывать нефть. Инвесторов беспокоит также репутация России как исторически нестабильной страны.
«Немногие лидеры мирового рынка позволили бы российской государственной компании приобрести значительную долю своих акций, как это сделала BP. Для Кремля это очень важный символический шаг», - сказал инвестиционный банкир, попросивший не называть его имени.
Европейские наблюдатели, как бы они ни оценивали финансово-экономическую сторону сделки, отмечают, что она связана с колоссальными вызовами и рисками. «Франс Пресс» напоминает, что «Роснефть», которая планирует совместно с британской группой ВР разрабатывать месторождения в Арктике, стала первым номером в России благодаря приобретению ключевых активов своего конкурента ЮКОСа и поддержке государства. В 2004 году, отмечает французское агентство, «Роснефть», которую аналитики считают орудием Кремля, приобрела жемчужину ЮКОСа «Юганскнефтегаз» по смехотворно низкой цене 9,35 миллиарда долларов.
Reuters напоминает, что в 2008 году глава BP Роберт Дадли на себе ощутил риск, когда вынужден был бежать из России после ссоры с российскими миллиардерами, партнерами по совместному предприятию TNK-ВР, генеральным директором которого он был в то время. Обыски в офисе, лишение визы... В прошлую пятницу тот же Дадли получил благословение на сделку с «Роснефтью» от Путина и его заместителя, русского «нефтяного царя» Игоря Сечина. Правда, в 2003 году, когда ВР и TNK создавали совместное предприятие, Путин тоже давал благословение, которое, однако, не помогло Дадли в 2008 году. К тому же имидж России за рубежом находится на низком уровне после недавнего приговора Михаилу Ходорковскому, владельцу ЮКОСа, бывшие активы которого составляют сегодня основу «Роснефти».
Комментаторы считают, что британская компания и лично Дадли просто научились работать по-русски. Ни один западный концерн не имеет таких познаний в российской экономической кухне, как ВР, и прежде всего - сам Дадли. Он из собственного опыта извлек уроки о том, как надо работать в России.
«Дейли телеграф» приводит слова экономиста Тома Бауэра: «Каждый, кто идет с бизнесом в Россию, вступает в рискованную игру, которая чаще всего заканчивается слезами. Но ВР подстраховалась обменом акциями. Мы видим две стороны, которые изранены в былых боях и поэтому намного более зрелы, чем были в 1990-х. В конце концов стало ясно, что надо работать через Кремль. Дадли так и поступил».
Сделка, которая дает «Роснефти» 5 процентов акций BP, укрепляет позицию вице-премьера Сечина на вершине мировой энергетической политики и его влияние как главного в команде Путина специалиста по заключению сделок. Заманив ВР перспективой совместной разработки гигантских морских месторождений нефти и газа, Сечин дает «Роснефти» шанс закрепиться среди глобальных титанов, где, по мнению Кремля, суждено быть его ведущим государственным компаниям.
Эксперты, пишет «Франкфуртер альгемайне», исходят из того, что сделка имеет чисто практический характер. «BP получает доступ к ресурсам, «Роснефть» - доступ к технологиям», - сказал Фил Вайс, аналитик Argus в Нью-Йорке.
В то же время обозреватели этой немецкой газеты усматривают в лондонском соглашении нечто большее, чем просто экономическую сделку, выводят его на философский уровень. Это знак, символ перемен в мировой экономике. Когда концерны соединяют активы, их руководители говорят пафосные слова. Но обмен акциями между ВР и «Роснефтью» действительно стал сигналом всей отрасли и всему миру. Тот факт, что ВР вынуждена взять в одну лодку такого трудного попутчика, как российское государство, объясняется не только внутренним кризисом концерна. Это явный признак того, насколько изменилось соотношение сил на энергетическом рынке. Более трех четвертей разведанных запасов нефти находится в руках стран ОПЕК. Россия, в свою очередь, контролирует почти треть мировых запасов природного газа. Во всех этих странах решающую роль играют государственные энергетические гиганты, подобные «Роснефти». На их фоне частные западные нефтяные компании, такие как Exxon-Mobil, BP и Shell, только кажутся гигантами: они имеют вес на фондовом рынке, но на энергетическом - они карлики по сравнению с подконтрольными государствам структурами. Поэтому для промышленно развитых стран Запада одной из важнейших задач ХХI века будет обеспечение энергетической безопасности и уменьшение зависимости от нефти и газа, делает вывод обозреватель газеты.
«Файненшл таймс Дойчланд» в комментарии под заголовком «Опасное побратимство ВР» пишет, что в политическом смысле сделка с русскими крайне рискованна. Непрогнозируемые риски для BP таит прежде всего политика России, которая неохотно допускает чье-либо вмешательство в свой сырьевой бизнес. Такой опыт имел не так давно концерн Eon в своих отношениях с «Газпромом». В альянсе BP и «Роснефти» дело осложняется тем, что русские еще и контролируют доступ к нефтяным месторождениям. Велика опасность, что ВР только передаст ноу-хау, а потом вынуждена будет покинуть альянс. Юридически британская компания была бы в этой ситуации бессильна. Ибо за «Роснефтью» стоит Кремль, а он готов в случае необходимости менять правила в соответствии с собственными целями. Это Владимир Путин доказал в деле Михаила Ходорковского: миллиардер экспроприирован, ЮКОС разорен, его части переданы «Роснефти» - той самой, с которой ВР сейчас обменивается акциями.
Комментарии
Эксперты, пишет «Франкфуртер альгемайне», исходят из того, что сделка имеет чисто практический характер. «BP получает доступ к ресурсам, «Роснефть» - доступ к технологиям», - сказал Фил Вайс, аналитик Argus в Нью-Йорке.
------
Все остальное домыслы либерастов и заклятых друзей.
Единственно, что еще: Россия рассчитывает, что ВР диверсифицирует рынок сбыта и будет дополнительным голосом против набуков. НО в замен получает непотопляемые активы