Пора бить наркотревогу
Известный криминолог Владимир Овчинский обнародовал недавно на страницах журнала «Российская Федерация сегодня» целый ряд цифр и фактов, которые характеризуют наркоситуацию в нашей стране. Если в 1990 году в России диагноз «наркомания» был поставлен всего 4,6 тыс. человек, а в 1996 году - 30,4 тыс., то в 2010 году - уже 358 тыс. человек. Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков достигло 555 тыс., а по оценкам экспертов ООН - свыше 6 млн человек. Как видим, положение ухудшается быстрыми темпами.
Овчинский - авторитетный специалист, в свое время возглавлявший российское бюро Интерпола, и к его мнению стоит прислушаться. Давно пора бить тревогу, и всеми силами государства навалиться на криминалитет, наладивший масштабную торговлю наркотиками. И, на первый взгляд, с преступностью в этой сфере идет беспощадная борьба. Овчинский отмечает, что число уголовных дел растет, но вот какая пикантная деталь: реальное лишение свободы за незаконный сбыт наркотиков получают лишь 49 процентов подсудимых. В чем же дело? Ловят не тех или судят неправильно? А может быть, и то, и другое одновременно?
Есть и еще одна проблема, на этот раз связанная с политикой гуманизации системы наказаний в нашей стране. Как отмечает Овчинский, в 2009 году в Минюсте родился законопроект по «декриминализации» так называемого простого сбыта наркотиков (без отягчающих обстоятельств) и перевода его в разряд административных правонарушений. Вместе с тем Госдума, напротив, предлагает ужесточить уголовную ответственность именно за сбыт наркотиков. Причем, соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в конце прошлого года. То есть, складывается впечатление, что государство само еще толком не решило, проявлять ли «гуманизм» к наркодельцам или нет. Мало того, в России отсутствует эффективная система административного надзора за людьми, которые, отсидев срок, вышли на свободу. И это опять вопрос к государству.
Но и это еще не все. Овчинский обращает внимание на то, что в проекте Федерального закона «О полиции» задача противодействия незаконному обороту наркотиков вообще не ставится. Конечно, это не значит, что теперь с наркопреступностью перестанут бороться. Нельзя забывать, что помимо милиции в нашей стране существует Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Тем не менее, мировой опыт показывает, что для успешного противодействия наркобандитам необходимо задействовать и ресурсы уголовной полиции.
Не верить Овчинскому нет оснований, однако для того, чтобы составить более полное мнение по ситуации с наркокриминалом, мы обратились к члену Комитета ГД по безопасности Александру Гурову:
- Когда я пришел работать в центральный аппарат МВД - а это середина 70-х, - у нас был отдел по наркомании. Так вот, в год ставилось на учет порядка 70 наркоманов по всей стране. Тяжелых наркотиков почти не было, разве что в некоторых группах нашего общества, например среди диссидентской публики, баловались наркотиками, сделанными из мака. Доставить в нашу страну наркотики было сложно, то есть советская система противодействия наркомании была эффективной.
Сегодня, к сожалению, профилактика преступности почти канула в Лету, контроль разрушен. Кроме того, сейчас у нас сотни тысяч беспризорных, а в этой среде развивается алкоголизм и наркомания. Немало и сирот, то есть при живых родителях дети находятся в детских домах, а это тоже не лучшее место для воспитания. Среди факторов, влияющих на наркоманию, нужно отметить и то, что открылись границы, и теперь появилась мощная контрабанда. Появились и такие наркотики, которые вызывают привыкание после первого же их употребления.
Что же теперь делать? Для начала надо иметь глубочайший анализ явления наркомании в России. На базе такого анализа нужно объединять усилия различных государственных органов. Кстати, Служба наркоконтроля начала заниматься доселе невиданными делами: вместе с американцами и афганскими коллегами проводить операции на территории Афганистана. А вот в МВД осталось немного людей, ответственных за борьбу с наркотиками - порядка 4 тысяч на всю страну, так что в МВД нужно укрепить эту линию. Для этого есть предпосылки. Смотрите: сержант - на посту, участковый - около дома, детский инспектор работает с детьми, дальше - следствие, то есть перед нами - замкнутый цикл. Служба наркоконтроля работает неплохо, но вот задачи у нее иные, глобальные. Там должны разработать стратегию борьбы с наркопреступностью, там должны заниматься координацией борьбы, эта служба должна заниматься и международным аспектом. Все остальное - выявление «точек» сбыта наркотиков, распространения на улицах и в школе, воспитательная работа и т.п. - должно быть возложено на МВД. А для борьбы с наркобаронами надо ввести в закон конфискацию имущества как дополнительную меру наказания.
Комментарии
Т.ч. изменений в этой стране ждать не приходится.
10лет- десятикратный рост потребителей наркоты!
Пожалуй, такой же рост доходов властьимущих.
«Элите» есть, за что благодарить ПАХАНОВ!
И Лондон не самое плохое место для ссылки.
Типа, мы так заняты на работе и нам некогда поговорить с сыном или дочерью.
Вот у таких дети и оправляются в полет за счастьем.
Важно понимать, что наркомана почти невозможно вернуть к нормальной жизни.
Поэтому необходимо быть в курсе интересов своих детей, поощрять нужные и направлять их деятельность в правильном направлении.
Вы со своими детьми 24 часа в сутки рядом проводить можете?
При правильном воспитании молодой человек и сам не станет пробовать, и дружить не станет с теми, кто предлагает.
Причем если раньше это практиковали с детьми достаточно обеспеченных родителей, то сейчас это делают и по отношению к детям из семей со средним, и даже менее чем средним достатком
Но как изнасилование не делает из девушки проститутки, так и такое насильное вкалывание не делает из молодого человека наркомана.
Наркоманами становятся по своей воле те, кто лишен родительского внимания.