Европейцы призывают защищать свою толерантность

В последнее время часто говорят о пользе веротерпимости — о том, что она служит основой согласия и соответственно, экономической стабильности. Все правильно: где нет мира, там нет добра. Но понятие «веротерпимость» не безразмерное. Терпеть можно тогда, когда есть разумная пропорциональность религиозных чувств и убеждений.

В тот же день, когда в московских «Текстильщиках» народ выразил протест против строительства мечети, свое мнение излагали и христианские священнослужители. Они были недовольны сложившейся ситуацией — говорили не только о конкретном участке, отведенном под строительство мечети, но и возмущались стремительным ростом количества исламских культовых зданий в традиционно православных крупных городах России. Вопрос, правы они или нет не ставится — просто признается факт недовольства. Конечно, содержится и некая тревога в связи с расширением ислама.

По российской Конституции мусульмане имеют право на свободу вероисповедания и строительство культовых зданий. В Москве и в советское время были мечети — их было несколько. И они удовлетворяли духовные потребности прихожан. Сегодня ситуация изменилась: выросло население — соответственно выросла и потребность в культовых зданиях. Однако, на мой взгляд, должно быть рациональное отношение к этой важной проблеме. С учетом количества постоянно проживающих в населенных пунктах мусульман.

Россия — многоконфессиональная страна. И поэтому к религиозности населения надо подходить с учетом территориального принципа. Это означает, что если на данной территории преимущественно живут носители ценностей одной религии, то в первую очередь надо учитывать их интересы: демократия — демократией, а действительность — действительностью. Везде нужно соблюдать процентное соотношение — тогда и не будет конфликтов.

Однако расширение ислама на российских просторах беспокоит не только православное духовенство, но и определенные слои светской интеллигенции.

Публицист и писатель Елена Чудинова в интервью российскому телевидению заявила: «Нашу православную терпимость исламское духовенство воспринимает как нашу слабость. В Саудовской Аравии есть христиане, но им не разрешают строить церкви. Тогда почему же столицу православного государства следует нашпиговать мечетями?» И таких протестных примеров еще можно привести множество…

Сегодня и в Европе набирают силу партии нового правого толка. Под их предводительством все чаще слышны антииммиграционные и антимусульманские лозунги. Правых поддерживают пожилые люди, которые опасаются, что их пенсионные выплаты окажутся под угрозой из-за высоких трат социальных служб на иммигрантов. Правые активно привлекают молодое поколение, говоря, что западным ценностям — равноправию полов и сексуальной свободе — угрожает мусульманское меньшинство. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что мечети стали частью немецких городских пейзажей, от этого духовная жизнь немцев ничуть не стала лучше. Многие бельгийцы, австрийцы, французы, англичане и итальянцы выступают против пребывания в их странах мусульманских общин. Такой же позиции придерживаются шведы, датчане и голландцы. Уже в этих странах начали закрывать мечети и исламские учебные заведения. Причина — исламские иммигранты не хотят вливаться в гражданские общества европейских и скандинавских стран.

Известный австрийский философ Карл Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» пишет: «Неограниченная толерантность приведет к нетерпимости. Если мы не будем готовы защищать толерантное общество от покушения нетерпимых, толерантные будут уничтожены, а вместе с ними и сама толерантность». Эти слова имеют прямое отношение не только к европейской действительности, но и к российской. Нарушение границ любой толерантности обязательно приведет к напряженности и конфликтам. Как говорится, гость не должен диктовать хозяевам: приехал в гости, уважай этикет хозяев. Надо помнить, что за пределом следует беспредел.