Столкновение дикостей. Надежда России на Кавказе

На модерации Отложенный

Сегодня после Манежки мы можем говорить о том, что российское общество проснулось в другой стране. Потому, что мы породили еще большее отчуждение кавказцев от остальной России, и породили еще большее отчуждение русского большинства от граждан других национальностей.

Знаковость Манежки

Еще, когда я узнал о перекрытии Ленинградского шоссе после смерти фаната Егора Свиридова, для меня это уже был знаковый момент. Перекрытие такой транспортной артерии не проходит незамеченным. И оно уже говорит о том, что эта фанатская среда уже готова к решительным действиям.

Потому, что на Кавказе федеральные трассы перекрывали люди уже на грани отчаяния, на грани возмущения, когда продолжались похищения их родственников, бессудные казни и т.д. Осознав, что данная среда уже готова к решительным действиям, я и мои коллеги начали с тревогой ожидать следующих событий.

И события на Манежке не заставили себя долго ждать. И уж коли сегодня данная среда молодежная, фанатская оказывается готовой к таким массовым акциям, зная, что это возможно повлечет за собой какие-то последствия в виде уголовного преследования, я делаю отсюда следующие выводы:

Первое, или данная среда, действительно, настолько возмущена и доведена до предела стихийным развитием, зачастую очень проблемным, кровавым, развитием национальных, социальных, бытовых и религиозных отношений в нашем городе, что она не нашла другого способа обозначить свое отношение к этому.

Второе, все-таки в наш век, когда молодежь больше увлечена потреблением, шопингом, хождением по спортивным матчам, просмотром телепередач, оттягом, собрать такую толпу, такое массовое количество протестующих невозможно было без применения каких-то технологий мобилизации. Которыми кто-то целенаправленно занимался.

Я не верю в то, что этот митинг стихийный. Я убежден в том, что не просто этот митинг готовили. Я уверен, что саму возможность проведения подобных митингов в России готовили на протяжении многих лет.

Брошенность Кавказа

Возмущение кавказцев – и молодежи, и думающей, более зрелой части вызывает даже не сам факт столкновений на Манежке и после нее. А вызывает дикое возмущения тот факт, что на протяжении последних 15-20 лет, как кончился Советский Союз, Кавказ чувствует собственную ненужность.

Каждый раз, когда мы в составе Рабочей группы Общественной палаты по Кавказу приезжаем в регионы, беседуем с людьми, особенно старшее поколение с болью, с надрывом говорит: Ну, что же это такое? Почему нас так шельмуют в СМИ? И никто не остановит эту вакханалию в СМИ по демонизированную и шельмованию кавказцев! Ведь, мы такие же граждане!

И, несмотря на это, кавказцы жизнями своими, кровью своей защищают территориальную целостность и конституционный строй Российской Федерации. Это было и в Дагестане, когда отражали вторжение боевиков в 1999 году. Это было и в Чечне, когда чеченский спецназ, спецподразделения, фактически, шли в бой в первых рядах.

Они же защищали, в первую очередь, саму Россию. И после этого героизма, проявленного кавказцами, когда страна не оценила, кавказцы спрашивают: Что происходит? Неужели мы не нужны уже этой стране?

Отсутствие интеграции

Но сознание кавказцев еще не готово к тому, что, вот, мы отделимся. Сепаратизма на сегодняшнем Кавказе нет. Есть сепаратизм в очень узком сегменте радикальной мусульманской молодежи. Но она видит сепаратизм не в виде создания отдельных республик, но в виде создания исламского проекта на Кавказе.

Поэтому пока бóльшая часть кавказцев видит себя с Россией и воспринимает эту страну, как собственную. К сожалению, брошенное поколение кавказцев после развала Советского Союза, осваивая просторы России, оно теряет чувство общей Родины. Вот кавказцы приезжают, понимают, что это их страна, что они граждане России.

Но они не чувствуют того трепета былого, они не чувствуют той прежней ответственности за состояние вот этих же земель, городов и областей, какую они чувствовали бы, может быть, если бы с ними в школах, в вузах, через телевизионные каналы, через общественные организации работали бы все эти годы.

А куда сегодня кавказцам ассимилироваться, скажите? 150-200 лет назад Россия пришла на Кавказ с Толстым и Пушкиным. Но сегодня кавказская молодежь в российских городах не находит общего поля для социализации. И значительная часть кавказцев не хочет окончательно ассимилироваться в сегодняшнем российском обществе.

Я согласен отчасти, что российский интеграционный проект, фактически, находится на грани гибели. Я согласен с тем, что сегодня отсутствие национальной политики, отсутствие единого стандарта поведения, отсутствие единого культурного пространства привело к тому, что, не ощущая границ дозволенного, кавказцы, фактически, пытаются проводить собственную необузданную экспансию в российском правовом и культурном пространстве.



Столкновение дикостей

Сегодня, после краха Советского Союза государство ушло, оставив народы Кавказа один на один с коррумпированными элитами, которые продолжают накачиваться деньгами в обмен на покупку лояльности. А все социальные протесты, в том числе окрашенные в национальные, религиозные тона, они закатываются танками и БТРами под асфальт.

Кавказцы утратили полностью свой национальный кодекс поведения – он был разрушен, свой мусульманский кодекс – он был разрушен. Новый кодекс поведения российского общежития они не усвоили. И эти кавказцы, потерявшие понимание о нормах поведения на российских просторах, на плечах отступающего государства, естественно, попали в российские города.

Естественно, они приезжают на российские просторы и ведут себя так, как они считают должным вести себя из обрывков своей национальной памяти. Они говорят: Вы воспринимаете нас дикими? Да, мы такие! К сожалению, это стало основным модусом поведения. Ну, не осталось у кавказцев, чем гордиться.

И сегодня, к сожалению, мы вынуждены видеть сегодня столкновение двух дикостей – одичавшая молодежь кавказская столкнулась сегодня на просторах российских мегаполисов с какой-то одичавшей, маргинализированной русской молодежью. Этот нарыв вскрылся неожиданно и лишь усугубил трещины, которые и так существовали в обществе между гражданами разных национальности и вероисповеданий.

Сценарии будущего

То, что произошло на Манежке – это страшный удар именно по самой пророссийской части кавказцев. Часть кавказцев, прошедшая советскую школу, будет просто выключена из социальной, общественной, политической жизни. Что касается молодых, я уже говорил, что самая образованная часть кавказцев будет просто уезжать из страны.

Для них открыт Восток – они владеют арабским, турецким языком. Для них открыт Запад – они владеют европейскими языками. Самая просвещенная часть Кавказа, надежда России на модернизацию этого региона, на модернизацию российских просторов, они просто уедут.

Что касается радикальной части кавказцев, то национализма структурированного, оформленного на Кавказе сейчас нет. Есть национализм дикий, стихийный, необузданный, неотформатированный, неструктурированный. Он будет выливаться в попытки уличных разборок, мести. Этого нельзя избежать. И кавказцев именно на это и провоцируют, через СМИ, через уличные столкновения…

Что касается религиозной части радикалов, то они будут пополнять армию Докку Умарова. А сами боевики и не скрывают симпатий к тому, что происходит. Они описывают все, что происходит в Москве просто во фронтовых таких красках: «Москва предвоенная» и т.д.

Они откровенно писали, что скинхеды являются «политруками Кавказского фронта». Этот разлад, этот раскол российского общества, это все большее отчуждение кавказцев, их выброс из российского социо-культурного пространства им на руку. Потому, что это будет пополнять армию боевиков.

А что касается умеренной части верующих, они еще долго будут стараться найти какие-то общие точки соприкосновения. Но непременно ощутят собственное поражение, потому, что сегодня найти эти точки соприкосновения им становится все труднее и труднее.

Сохранение Кавказа

Власть должна начать применять нулевой уровень терпимости к взяточникам, власть должна начать применять нулевой уровень терпимости к тем оборотням в погонах, которые загоняют кавказских ребят в леса. Государство сегодня вместо того, чтобы подавлять социальный протест, должно повернуться к населению другим боком.

Сегодня Москва для того, чтобы сохранить регион, должна говорить не с элитами, которые даже неспособны породить никакого эффективного проекта по социально-экономической модернизации у себя дома. Она сегодня должна говорить с широчайшим кругом кавказкой общественности, включая интеллектуальную элиту советской закваски, включая бизнес, интеллектуальную, политическую и общественную элиту постсоветского периода.

Включая и умеренное крыло мусульман, численность которых стремительно растет. И умеренные, просвещенные мусульмане как никто другой сегодня заинтересован в сохранении страны. Поскольку им в этой стране бороться с пороками, реализовывать умеренное просвещение, бороться за умы.

И они становятся очень влиятельными фактором, без диалога с которым ситуацию под контролем не удержать. Сегодня потенциал сохранения этой молодежи еще существует. Этот потенциал будет сохраняться еще несколько лет.

Но если на протяжении этих нескольких решающих лет власть ничего не сделает для того, чтобы вовлечь широчайший круг кавказцев в проект дальнейшей интеграции, и не будет проводить работу среди русскоязычного населения, если не всю страну, так Кавказ мы точно потеряем.