Михаил Самарский призвал писателей отказаться от гонораров
На модерации
Отложенный
Сегодня день рождения Луи Брайля. Изобретение шрифта Брайля – поистине можно считать великим событием в истории человечества. Впервые шрифт появился ещё в XIX веке, и по сей день остаётся актуальным. Шрифтов для незрячих было придумано много, но Брайлевский оказался лучшим, надёжным и самым удобным.
К сожалению, издание книги на шрифте Брайля – весьма дорогостоящее занятие. Я уже не раз писал о проблемах незрячих людей в нашей стране, о программе «Живые сердца», о том, как политики, актёры и простые люди помогают инвалидам по зрению. Но всё равно этого очень и очень мало.
Наши действия, призывы к качественному изменению положения слабовидящих и незрячих людей не должны носить временный характер. Это не должно стать очередной кампанейщиной. Мы обязаны помнить об этих людях, каждый день. Увы, многие чиновники просто не знают всех проблем незрячих людей. А эти проблемы с каждым годом только нарастают. Среди слабовидящих людей много специалистов с высшим образованием, они могут приносить ощутимую пользу своей стране, но брайлевское книгоиздательство находится на катастрофически низком уровне. Незрячие дети, не получившие вовремя образования, вынуждены будут всю свою жизнь довольствоваться потом подачками и неквалифицированной работой.
В последнее время много говорится о подрастающем поколении. Но мы не имеем права забывать о тех, кто нуждается в дополнительной опеке. Слепой ребёнок отличается от зрячего только одним – он не может читать обычные книги. И если на шрифте Брайля нет тех книг, которые зрячий учащийся читает в обычном формате в обычной школе, это значит, что мы умышленно снижаем уровень образования инвалидов по зрению. И если мы говорим о Конституции Российской Федерации, о праве каждого ребёнка на образование, то необходимо срочно исправлять положение. Незрячий ученик – такой же гражданин России, как и его зрячий сверстник.
Кто в нашей стране проверяет качество учебников, изданных шрифтом Брайля? Кто следит за ассортиментом книг? Сколько выпускается в год литературы и аудиокниг?
Но вот какое дело: слабовидящим людям нужны книги не только на шрифте Брайля, но и обычные, только крупным шрифтом. Так вот за шрифт Брайля авторам по закону можно гонорар не платить. А издать книгу обычным, но крупным шрифтом без согласия автора нельзя. То же самое и с аудиокнигами.
Призываю всех авторов учебников, художественной литературы, различных справочников, любых других книг отказаться от гонораров и разрешить издавать свои книги для слабовидящих людей без всяких согласований с автором. Можно на таких книгах делать пометку: «Не для продажи. Для слабовидящих и незрячих».
Уважаемые депутаты, примите, пожалуйста, такой закон, чтобы издатели печатали любые книги и выпускали аудиокниги для инвалидов по зрению без согласования с авторами.
Пока такого закона нет, предлагаю открыть в интернете страницу, где любой писатель, автор может оставить запись о том, что он не возражает против публикации для инвалидов по зрению любой своей изданной работы на безвозмездной основе.
Товарищи взрослые, пожалуйста, организуйте такую страничку в интернете!
Заранее вношу себя в этот список: Я, Самарский Михаил, разрешаю издавать печатные и аудиокниги для инвалидов по зрению любые свои изданные произведения на безвозмездной основе.
P.S. В настоящее время журналист «Эха Москвы» Александр Плющев безвозмездно озвучивает аудиокнигу «Радуга для друга» для распространения её по школам и библиотекам для слабовидящих детей. Желающие оказать помощь в озвучивании других книг и увеличении тиражей, пишите на misha@samarsky.ru, а так же в twitter @plushev или @MishaSamarsky.
Комментарии
Поэтому, в первую очередь, о своих гражданах государство должно позаботиться, те же авторы и издатели платят налоги, как и все мы.
Надо просто – отцифровать то, что уже есть и выложить в Интернет.
А авторские? Ранее было 70 лет после смерти автора. Сегодня – не знаю.
А новые? – чаще уши вянут от экшна, в которых нет ДУШИ – т.е. искусства.