Как Рижская дума борется с бюрократией и взяточничеством

За 16 месяцев работы в Рижской думе Центра по борьбе с бюрократией его сотрудники реально помогли десяткам рижан решить не решаемые годами вопросы.

Выведен на чистую воду и наказан ряд нерадивых и безответственных муниципальных чиновников. В разы сократилось количество жалоб на работников самоуправления. Впрочем, как рассказал в интервью Телеграфу руководитель центра Сергей НОВИКОВ, работы у возглавляемой им структуры еще непочатый край. Тем более что полгода назад в обязанности антибюрократического ведомства вменили еще и профилактику коррупции.

Банки подвинут

- Чем можете похвалиться накануне Нового года?

- Подводим итоги деятельности рабочей группы, занимавшейся анализом системы оказания услуг горожанам исполнительными дирекциями. В результате количество оказываемых услуг увеличено с 16 до 21. Мы описали и включили в список две услуги, которые оказывались, но ранее не были описаны. И еще одну услугу - аренду собственности - поделили на четыре составляющих: аренду гаражей, аренду садовых участков, аренду земли и аренду помещений. Чтобы людям было легче ориентироваться. 80% того, что мы в ходе этой работы сделали, уже реализовано. Осталось несколько моментов, которые зависят от административных решений, недостатка юридической базы и от дополнительного финансирования.

Один из таких вопросов, очень важных для самоуправления - установка POS-терминалов в учреждениях самоуправления. Люди должны иметь возможность рассчитаться за услугу на месте ее получения, а не идти в банк-посредник. Например, напрямую платить за декларирование места жительства. Это одна из самых массовых услуг. А в самоуправлении на сегодняшний день всего пять POS-терминалов, хотя должно быть 80.

Мы также упростили схемы получения определенных услуг, исключив из процедуры согласований некоторые элементы. Возьмем, к примеру, аренду помещений. Было так: оставляется договор, который сначала подписывает заявитель, потом - исполнительный директор. В результате человеку надо было приходить дважды в муниципалитет - первый раз, чтобы подписать договор, второй раз - чтобы его забрать. Теперь он сразу может получить на руки документ с необходимыми подписями.

Обратились не по адресу

- Чем запомнились первые дни работы центра сразу после его создания?

- К нам выстраивались очереди. Приходили люди, которые месяцами и даже годами не могли решить какие-то вопросы. В 50% случаев мы помогли (за год и три месяца было подано около 300 заявлений). Остальные заявки были, скажем так, из области невозможного. Мы не можем нарушать закон, и если Янис или Петерис требуют, например, себе квартиру, не имея на то никаких законных оснований, то мы, естественно, не можем эту просьбу удовлетворить. Либо люди приезжают в Рижскую думу искать правду из других самоуправлений. Здесь тоже не наша компетенция.

- Что еще у вас просили?

- Один из первых случаев: пришли две женщины с чемоданом. Когда они его раскрыли, то завалили весь мой стол документами. Дело касалось подключения к электричеству одного из объектов, переданных Рижской думой в аренду самоуправлению Юрмалы. Сразу стало ясно, что это не по адресу. К тому же вопросы, связанные с Latvenergo, не в компетенции муниципалитета.

- А из решенных вопросов?

- У нас есть один участок в Риге, застроенный частными жилыми домами. Там не была подключена городская канализация. Каждый год в сезон дождей эту территорию просто затапливало, и ничего не решалось, хотя и газеты, и телевидение об этом постоянно сообщали. Выяснилось, что к решению проблемы необходимо было кроме предприятия Rīgas ūdens подключить несколько муниципальных структур. И наш центр выступил координатором, устроившим ряд совещаний с привлечением представителей различных учреждений.

В результате проблема начала поэтапно решаться с минимальными финансовыми затратами.

Наказанные и уволенные

- Были ли случаи классической бюрократии в худшем понимании этого слова?

- Да, такие случаи были - где-то порядка 20. В половине из них жалобы подтвердились. Чиновники были наказаны, а некоторые даже уволены. Но в последнее время этого нет. Мы не имеем карательной функции и сами наказать никого не можем. Просто сообщаем в соответствующий департамент о констатированных нарушениях, и руководство департамента принимает решение о взыскании.

- Если с бюрократами более-менее ясно: поступила жалоба, состоялась проверка, чиновника наказали, то как вы действуете, когда поступают жалобы на подозрения в коррупции?

- Мы либо направляем заявителя в Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) или в полицию, либо сами посылаем туда письма. Никаких следственных действий не проводим. К тому же мы должны обеспечить анонимность обратившегося с жалобой лица.

Наш центр разработал, а дума утвердила противокоррупционную стратегию, которой никогда не было в самоуправлении. Насколько известно, в других самоуправлениях ничего подобного нет. В Риге же все это сейчас упорядочено, и то, что за полтора года у нас не было ни одного случая коррупции (стучит по дереву), в том числе и наша заслуга. Хотя коррупция, как бюрократия, неистребима, но это не значит, что ничего не надо делать.

О конфликте интересов

- А если кто-то пожалуется вам на мэра города?

- Мы как подчиненные не можем оценивать действия Нила Ушакова, но указать на какие-то недостатки, естественно, можем. Если, например, нарушен срок ответа на письмо или еще что-то, я говорю об этом мэру во время личного общения. Или если, например, не проведен конкурс на закупку, где, на наш взгляд, его нужно провести.

Последний такой вопрос касался обустройства катка на площади Стрелков. Мы должны предотвратить возможные коррупционные риски. Если есть риск коррупции - это не значит, что коррупция там обязательно существует, но надо свести возможность ее возникновения к минимуму.

- Можно ли считать коррупционным риском систему, при которой депутаты Рижской думы занимают руководящие должности в структурах городской исполнительной власти?

- Это действительно сложный вопрос. Подобные претензии были к предыдущему составу думы. Тогда порядка половины депутатов были в исполнительных органах. Общественные организации, проводившие исследования, считали, что это все неправильно и что так не должно работать самоуправление. Фактически - это конфликт интересов.

Но конфликт интересов - достаточно сложная тема. К нам обращаются люди и называют реальные ситуации в органах самоуправления, когда, например, в подчинении у руководителя находятся родственники. Налицо конфликт интересов, но эти вещи достаточно легко устранимы: например, право принятия решений, касающихся родственников руководителя, делегируется его заместителю. Вот и все - никакого конфликта интересов нет. То есть момент достаточно формальный. По тем же депутатам надо рассматривать в отдельности каждый конкретный случай. Мы для этого открыты и готовы заниматься этими вопросами.

СПРАВКА

Сергей Новиков работал в структурах МВД ЛССР и ЛР с 1982 года. С начала 1990-х и по июнь 2009 года занимал должность начальника Главной инспекции МВД, занимающейся дисциплинарным надзором за работниками МВД и проведением различного рода служебных проверок. За это время было наказано более 1500 сотрудников МВД. В том числе в отношении около ста из них были возбуждены уголовные дела. Сергей Новиков вышел в отставку в звании полковника