Памятник Сталину в Гори снесли, музей пока остался
На модерации
Отложенный
«Топография сталинского террора» — так называется один из проектов созданной недавно в Тбилиси «Лаборатории по изучению советского прошлого», презентация которого прошла в берлинском фонде имени Генриха Бёлля.
Около года назад группа молодых грузинских интеллектуалов, журналистов и историков решила заняться изучением истории Грузии 1921-1991 годов и создала с этой целью «Лабораторию по изучению советского прошлого». О своей работе и первых проектах эксперты «лаборатории» рассказали на конференции в берлинском фонде имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung), близкого к немецкой партии «зеленых».
Грузинские парадоксы
Предваряя выступления гостей, ведущий вечера Вальтер Кауфман (Walter Kaufmann) из фонда Бёлля обратил внимание на один примечательный парадокс сегодняшней Грузии. С одной стороны, отметил он, многие в республике еще продолжают восхищаться Сталиным, считая его грузином, который по-настоящему показал всем остальным, «где раки зимуют».
«Еще живуч сталинский миф, еще вывешивают его портреты, а дома хранят его фигуры. До недавнего времени стоял памятник Сталину в Гори, а музей там существует до сих пор», — отметил Кауфман. Но есть и другая крайность, которая мешает работе по преодолению сталинизма — когда вся советская история Грузии преподносится, как период ее оккупации русскими большевиками.
«Примерно таков главный смысл, который внушается посетителям музея оккупации в Тбилиси. Создается впечатление, что история Советского Союза в ее грузинском варианте вовсе не относится к истории Грузии», — заявил Кауфман.
На такой парадокс обратил внимание и директор государственного архивного управления в МВД Грузии Омар Тушурашвили. Как-то с участниками научной конференции он ездил в Гори и заметил в музее группу школьников начальных классов, которых туда привели на экскурсию. «Мы даже смеялись, — рассказал Тушурашвили в интервью Deutsche Welle, — утром их ведут в музей оккупации, а потом в музей Сталина. Какая же путаница будет в мозгах у этих детей»?
Музей абсурда
Историк и политолог Лаша Бакрадзе, однако, не считает, что вслед за демонтажем памятника следует закрыть и, как он выразился, «совершенно абсурдный» музей Сталина в Гори, созданный еще в 1954 году в лучших традициях культа личности. Экспозицию надо, с его точки зрения, сохранить в неизменном виде, потому что тем самым можно лучше всего показать, чем был сталинизм на самом деле. «Все настолько неубедительно, примитивно, плохо сделано! Это намного лучше обнажает и разоблачает сущность сталинской системы, чем, если бы мы создали анти-сталинский музей», — заявил историк.
Ну а чтобы не возникало никаких сомнений и недоразумений, то, по словам историка, в том же самом здании, где есть много пустующих помещений, следует открыть выставку, рассказывающую о фальсификации истории в собственно музее Сталина на втором этаже.
А вот к музею оккупации в Тбилиси Лаша Бакрадзе относится скептически и считает, что он служит пропагандистской подаче истории, умалчивая часть исторической правды. «В Грузии, — заявил он, — в идеале хотели бы забыть, что Сталин был грузином, а если уж грузином, то грузином не нашим, вождем не грузин, а русских, которые нас оккупировали, а потому на нас никакой вины нет».
Экскурсия по местам террора
«Лаборатория по изучению советского прошлого» — в этом отношении абсолютно нейтральна. Ее участники раскованно и непредвзято изучают советское прошлое Грузии — так, как если бы речь шла о каком-то периоде Римской империи или причинах исчезновения цивилизации майя.
Один из проектов «лаборатории» называется «Топография красного террора». Это карта Тбилиси с примечательными, но забытыми объектами советского периода истории. Одна из целей проекта, рассказал его куратор Давид Гогишвили, подготовить программу экскурсии по городским объектам, связанным с террором советского периода с 1921-го до конца 1930-х годов.
«Многие грузины, — рассказал Давид Гогишвили, — ничего об этом не знают. Для большинства жителей Тбилиси те или иные здания — всего лишь анонимные памятники архитектуры. А ведь это здания, где пытали и расстреливали, где располагались советские учреждения и ведомства, в одних жили палачи, в других — их жертвы».
Всего в программе экскурсии — 23 объекта, которые были отобраны на основании изучения архивов МВД, КГБ и ЦК компартии советской Грузии. Второй источник — публикации в советской печати того периода. Третий — воспоминания очевидцев, переданные в рассказах потомкам.
«Тем самым, — пояснил Гогишвили, — мы стараемся реконструировать историческую правду. В том числе о том, что было на месте тех или иных объектов, построенных в советский период. Немногие, например, знают, что здание грузинского парламента сооружено на месте, где раньше стояла взорванная большевиками церковь».
Вскоре «Лаборатория по изучению советского прошлого» откроет в интернете свой собственный сайт (www.sovlab.ge), на котором можно будет ознакомиться с архивными документами и совершить виртуальную экскурсию по местам красного террора в Тбилиси. Здесь же будут размещены фотографии того периода, предоставленные из частных коллекций — не обязательно связанные с террором, просто иллюстрирующие советские будни того периода.
Открытый архив
Работа молодых историков стала возможной благодаря открытию архивов грузинского КГБ, МВД и ЦК компартии республики. Это один из самых открытых архивов на всем постсоветском пространстве, рассказал его директор Омар Тушурашвили. Доступ ко всем документам периода с 1921 до 1991 года — а это 2,5 млн штук, большинство из которых на русском языке — имеют как грузинские, так и зарубежные исследователи.
Омар Тушурашвили высоко оценивает деятельность «Лаборатории по изучению советского прошлого»: «Работает в ней в основном молодежь. Это молодые люди, которые хотят серьезно заниматься историей Грузии. Они хотят докопаться до истины, выяснить всю правду о том периоде истории Грузии».
А что он сам думает о Сталине? На вопрос Deutsche Welle Омар Тушурашвили ответил так: «Сталин займет то место в истории, которое он заслуживает». По его оценке, в Грузии остались лишь единицы убежденных сталинистов. Такого же мнения придерживается и Лаша Бакрадзе. «В Грузии, в отличие от России, никто, за исключением маргинальной группы упрямых сталинистов, не говорит, что общество в то время не было тоталитарным, — указал историк. — Никто не сомневается в том, что Сталин был злодеем».
Комментарии