Бизнесмены спасут образование от кризиса?
На модерации
Отложенный
В начале недели в Общественной палате РФ по инициативе Тины Канделаки состоялся круглый стол на тему «Как изменится российская система образования в условиях «демографической ямы»?». В дискуссии приняли участие специалисты крупнейших вузов страны, представители бизнеса, известные общественные деятели, журналисты и видные участники интернет-сообщества.
В числе спикеров на конференции присутствовали проректор МИФИ Валентин Никитаев, основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян, генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров, вице-президент по организационному развитию Yota Светлана Ершова, президент Microsoft в России Николай Прянишников, главный редактор журнала Forbes Максим Кашулинский, независимый журналист Михаил Фишман.
«Демографическая яма» начала и середины 1990-х годов неминуемо приведёт к недобору студентов уже в ближайшее время. Эта тенденция необратима, проблему нужно просто пережить. Зато в силах общества остановить падение качества образования, ведь работодатели уже давно выражают недовольство уровнем подготовки современных выпускников.
«На сегодняшний день лишь 20—30% выпускников работает по специальности. И, конечно же, необходимо думать о качестве образования. Сейчас очень многое делается для галочки. Сам преподаватель должен быть более эффективным. Это должно стать общегосударственной задачей», — отметил в ходе дискуссии президент Microsoft в России Николай Прянишников.
В свою очередь, учебные заведения открыты для сотрудничества и предлагают бизнесу активнее участвовать в становлении молодых специалистов. Вузы способны предоставить студенту теоретическую базу, но никто лучше самих компаний не знает, какими практическими навыками он должен сегодня обладать.
«Это серьёзная проблема, когда квалифицированные специалисты сосредоточены только в крупных центрах, и все они стареют. У нас сильный дефицит профессиональных кадров. В стране остались единицы специалистов по сложным дисциплинам. Если мы в нашем государстве начнём реализовывать пилотные проекты и правильно определим приоритеты развития, то только тогда удастся это изменить», — согласился проректор МИФИ Валентин Никитаев.
Рекрутинговая компания HeadHunter провела опрос и выяснила, что на сегодняшний день «селекцией» профессионалов в кооперации с вузами готовы заниматься 12% работодателей. Они приглашают студентов на практику, выделяют средства на стажировки, организуют спецкурсы по своей отрасли, иногда выплачивают надбавки к стипендиям.
«У нас действует кафедра на физтехе, мы работаем со студентами по искусственному интеллекту, они пишут диссертации прямо у нас в компании и остаются у нас работать. Это можно распространить на все вузы России. Это очень важно, ведь преподавателями в таком случае выступают не пожилые теоретики с научной базой образца 1970-х годов, а действующие инженеры, которые сегодня знают, чему учат», — рассказал основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян.
Бизнес готов активнее участвовать в формировании кадрового резерва, если предварительно заручится некими гарантиями на случай рисков. Многие компании опасаются, что студент, в которого они инвестировали на протяжении нескольких лет, неожиданно сменит профориентацию и откажется работать по специальности.
«У нас есть чёткое видение, стратегия развития проработана достаточно хорошо, и поэтому мы уже сейчас задумываемся о том, какие специалисты и в каком количестве придут в нашу сферу. И есть программы, которые позволяют с ними работать. Это социальное партнёрство, к которому мы открыты. Мы считаем, что необходимо разработать государственную целевую программу, направленную в том числе и на модернизацию образования. Нужно её сформулировать, оформить и продвигать», — отметила руководитель управления по корпоративной социальной ответственности компании «Северсталь» Наталья Поппель.
«У меня уже есть целая база умных, способных детей, для которых образование стоит на первом месте среди жизненных приоритетов. Я приведу их на экскурсию в ваши компании. Всегда интересно посмотреть, как работает та или иная отрасль и формируется повестка дня», — резюмировала модератор круглого стола Тина Канделаки, намекая на многочисленных участников своей программы «Самый умный».
Участники встречи ответили на вопросы блицопроса.
Тина Канделаки, член Общественной палаты
— Как вы оцениваете перспективы российской системы высшего образования?
— Пока в отечественных вузах не всё гладко. Студенты получают хорошую теоретическую базу, но при этом их знания оторваны от реальности. Кроме того, нельзя забывать и о «демографической яме» 90-х годов. Согласно статистике, уже в ближайшие годы число абитуриентов упадёт вдвое. 6 декабря на круглом столе в Общественной палате мы вместе с представителями власти и бизнеса обсуждали изменения в системе высшей школы, которые помогут сгладить последствия этой «ямы». Не стоит уповать только на государство. Вытянуть высшее образование из кризиса должен помочь российский бизнес. Синергия между университетами и бизнесом — это общемировая практика. Ведь в первую очередь именно бизнес заинтересован в качественных специалистах. Государство должно находиться в этом аспекте в постоянном контакте с рынком, бизнесом. И дело здесь не столько в прямом финансировании вузов, сколько в организации собственных кафедр, факультетов, поддержке конкретных студентов. Бизнесу необходимо уже сейчас готовить своих будущих сотрудников.
Денис Свердлов, генеральный директор Yota Group
— Как вы относитесь к идее, что компании должны искать будущих сотрудников, пока те получают высшее образование, и что представители бизнеса должны принимать участие в проведении лекций и семинаров?
— Мы заинтересованы, чтобы в нашу компанию приходили молодые креативные специалисты, и начинаем искать их уже на этапе обучения. Сейчас Yota сотрудничает с Ленинградским институтом информационных технологий, точной механики и оптики (ЛИТМО). Мы поддерживаем перспективных студентов стипендиями, они проходят у нас стажировку. Сам я не так давно выступал в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Рассказывал о технологиях будущего. Так что идея о сотрудничестве бизнеса с системой высшего образования кажется мне очень перспективной.
Давид Ян, глава компании ABBYY, участник круглого стола в Общественной палате
— Может ли бизнес «выращивать» сотрудников под себя?
— Если говорить о компании ABBYY, то она довольно быстро развивается, и поэтому мы постоянно нуждаемся в молодых профессионалах. Пока в России нет никаких иных возможностей получить необходимое количество высококвалифицированных сотрудников, кроме как работать со студентами. К тому же у компании довольно узкая специализация, под которую кадры в буквальном смысле надо растить. Для этого мы открыли кафедру в МФТИ. Студенты физтеха проходят практику у нас в компании, защищают дипломы, многие из них остаются работать. Мне и самому интересно выступать перед молодёжью — я читаю лекции, причём не только в МФТИ, но и в Российской экономической школе (РЭШ) и ГУ-ВШЭ.
Олег Тиньков, глава группы компаний «Тинькофф»
— Как в вашей компании отбирают новые кадры? Каков среди них процент вчерашних выпускников?
— Если говорить о возрасте наших специалистов, то банк «Тинькофф Кредитные Системы» очень даже молодой. У нас и в среде топ-менеджеров банка есть ребята, которым ещё нет тридцати. Набирая новых сотрудников, мы тщательно ищем молодых талантливых ребят. Здесь же главным критерием является не возраст, а умение думать. Внутри компании мы можем научить сотрудника разным практическим вещам, в то время как научить думать невозможно.
Нередко мы находим будущие кадры в вузах. Я сам регулярно встречаюсь со студентами: вот в ноябре у меня была лекция в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, а в декабре намечено выступление в Московском физико-технологическом институте.
Вадим Дымов, создатель компании «Дымов» и сети книжных магазинов «Республика»
— Существуют ли в России предпосылки для эффективного сотрудничества высшей школы с бизнесом?
— Если бизнесу нужно, то он будет сотрудничать с вузами, держать связь со студентами, выплачивать гранты и стипендии. Мне самому интересна сфера высшего образования, поэтому я регулярно встречаюсь со студентами Московской финансово-промышленной академии (МФПА), а недавно читал лекцию в «Сколково». Лично для меня пропаганда бизнеса среди мыслящих молодых людей стала одной из самых важных задач. В России можно и нужно строить нормальный бизнес — об этом и многом другом я хочу и могу говорить перед студентами.
Александр Малис, президент компании «Евросеть»
— Как интегрировать молодёжь в бизнес-среду?
— Это не так сложно, как кажется. 90% работников «Евросети» — это молодые специалисты, начиная с меня и заканчивая продавцами и стажёрами. Как привлечь студентов в свою компанию? Просто давать им интересную работу. Тем более что сейчас в вузах очень открытая аудитория. Наших сотрудников-практиков постоянно приглашают в институты на семинары и мастер-классы. Если есть время, я сам с удовольствием готов прочитать студентам лекцию.
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ
— Какие меры нужны для того, чтобы улучшить качество высшего образования в России?
— По моим наблюдениям, с каждым годом уровень образованности населения действительно падает. Но здесь скорее происходит девальвация дипломов, а не образования. Слишком много вузов, которые выдают корочку, но не дают знаний. И когда из такого учреждения выходит специалист и не может найти себе работу, все начинают ругать образование. К тому же многие вузы не имеют контактов с работодателями — я считаю, это неправильно. Да и сам бизнес пока не проявляет большого интереса к образованию. Компании готовы создавать корпоративные образовательные учреждения для своих сотрудников, но это не лучший способ. Проще и эффективнее стимулировать уже имеющиеся вузы и на их основе создавать специальные кафедры, а также помогать преподавателям, выделять деньги на новые разработки, выплачивать гранты преподавателям и студентам.
Ефим Пивовар, ректор РГГУ, член-корреспондент РАН
— Может ли высшая школа эффективно сотрудничать с бизнесом?
— Сейчас вузовская среда находится в теоретическом поле, в то время как здесь очень нужны практические нотки. И привнести их может только бизнес. Предприниматели могут поддержать высшую школу как институционально (помогая разрабатывать образовательные программы на уровне отрасли и на уровне конкретных вузов), так и непосредственно участвуя в самом образовательном процессе. Например, можно привлекать к образованию практикующих работников крупных компаний. Насчёт постоянных лекторов я сомневаюсь, а вот проведение мастер-классов, спецсеминаров и спецкурсов очень обогатит знания студентов. Интересным представляется и открытие специальных лабораторий. На Западе бизнес финансирует целые профессорские ставки на кафедре для людей, которые ведут научные разработки по заказу компаний.
Комментарии
Это смешно.
А идея про заинтересованность бизнеса в образовании - хорошая!
только для единиц.
меня это устраивает.
не хотел бы пользоваться услугами молодых докторов с купленными дипломами
вести свою игру.что мешает творческому подходу?
что за услуги.хотя и не купленые .мы конкурсы проводим.ничего не знают.только годяться на
секретарей по писанине.-и все!!!
а рулят другие.
Отличное начинание!