Оппозиция возвращается. И вовсе она не мумия

На модерации Отложенный

Случилось то, на что уже не приходилось надеяться. Российская оппозиция объединилась. Тянет написать — в очередной раз. Однако участники коалиции утверждают, что учли все ошибки прошлого. На фоне событий последних месяцев, на фоне бушующей Манежной площади, когда все воочию увидели, как в отсутствие вменяемой оппозиции ее место стремительно занимает протестно настроенная молодежь. Во что может вылиться такой вызов, очень легко предположить. Если власть вполне осознала опасность, накопившийся в народе негатив, она сама должна была бы поклониться оппозиционерам, чтобы заработала именно такая, цивилизованная, отдушина, но ни в коем случае не стихийная. Так что власти опять повезло.

Кланяться не пришлось, оппозиционеры и сами почувствовали остроту момента. А может быть, так сошлись звезды, оберегающие Россию от народного беспощадного бунта. Так или иначе, но в понедельник 13 декабря состоялся учредительный съезд «Партии народной свободы: за Россию без произвола и коррупции». Ее основателями стали четыре оппозиционных политика: председатель Российского народно-демократического союза, бывший премьер-министр России Михаил Касьянов, лидер «Демократического выбора» Владимир Милов, сопредседатель «Солидарности» Борис Немцов и глава ликвидированной Республиканской партии Владимир Рыжков. Они надеются, что в ближайшем будущем к ним присоединится пятый участник — ни много ни мало первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, возглавляющий незарегистрированную Социал-демократическую партию. Цель новой организации — смена политического курса путем победы на президентских и парламентских выборах.

Современное партийное законодательство обязывает партию для получения регистрации Минюста иметь численность не менее 45 тысяч человек и региональные отделения в более чем половине субъектов Российской Федерации. При нынешнем повышении протестного градуса задача видится вполне решаемой. Похоже, оптимизм оппозиционеров зиждется на глубоком и всестороннем анализе нашей действительности. Они даже, по свидетельству Владимира Милова, между собой решили вообще не произносить такие выражения, как «нас не зарегистрируют» и «мы не пройдем в Государственную думу». Таким образом политики настраивают себя на позитивный лад. «Возможный отказ российских властей в регистрации нашей коалиции в качестве политической партии, а значит, преднамеренное решение лишить миллионы граждан России — сторонников нашей коалиции их конституционного права на участие в выборах обяжет нас призвать всех граждан к защите конституционного строя Российской Федерации и организации эффективной кампании по делегимитизации парламентских выборов, проведенных в условиях властной монополии и открытого попрания Конституции» — гласит резолюция съезда.

И хотя надежда на получение регистрации Минюста остается все же призрачной, коалиция уже приняла свою предвыборную программу. В ней четыре ключевые темы: возвращение свободных выборов, борьба с коррупцией, ликвидация произвола силовых структур, создание комфортных условий работы для бизнеса и общественных организаций. Правильные цели. Но реально ли их достижение, если исходить из нынешней ситуации? И каким, собственно, образом политики собираются реализовывать столь глобальные цели? Есть ли у них детальная стратегия развития страны? Они говорят: есть такая стратегия. Но она подождет до выборов, а предвыборная программа должна быть краткой.

На протяжении долгих лет попытки демократов создать эффективную и прочную коалицию неизменно заканчивались раздорами и склоками. Виной тому во многом были личные амбиции участников объединительного процесса. Теперь они обещают эти амбиции отринуть. Единый кандидат в президенты будет определен членами партии путем закрытого голосования. «Когда меня спрашивают, кто от нас будет баллотироваться в президенты, я честно говорю, что не знаю», — говорит Борис Немцов. Пока члены коалиции определили лишь порядок избрания единого кандидата. Он прост. Каждая организация, входящая в коалицию, может выдвинуть своего представителя для участия в процедуре определения единого кандидата. Все претенденты участвуют в праймериз на равных условиях.

При этом не позднее чем за месяц до съезда в коалицию могут быть приняты другие участники, которые также получат право на выдвижение своих кандидатов. Голосование будет тайным. Перед ним каждый из претендентов выступит с политическим заявлением, стараясь убедить единомышленников в том, что сумеет выполнить политическую программу партии и не станет без их согласия снимать свою кандидатуру с выборов. Если ни одна кандидатура не набрала более 50% голосов, проводятся дополнительные туры выборов. Словом, все как у больших.

Но это будет потом. Пока Партии народной свободы (или, как называют ее участники коалиции, «Парнас») нужно сосредоточить усилия на создании региональных отделений. А также на борьбе с врагами, которых Борис Немцов назвал со свойственным ему радикализмом. «Это холуи, подхалимы, воры, коррупционеры и прочие негодяи. То есть это партия «Единая Россия» и ее лидер Владимир Путин», — резюмировал политик. Также в список врагов он внес сталинистов и фашистов.

Немцов озвучил первоочередные задачи Партии народной свободы, за выполнение которых она возьмется, если пройдет в Государственную думу. Это восстановление выборов губернаторов и мэров, снижение необходимой для регистрации в Минюсте численности партийцев, возвращение одномандатных округов, борьба с криминалом, сокращение государственного аппарата минимум в два раза, установление европейских стандартов жизни. «Мы представляем собой единственную на сегодняшний день профессиональную альтернативу действующей власти», — утверждает Владимир Милов.

Как заждался народ этой альтернативы! Только вот поверит ли в очередной раз? Готовность-то поверить сегодня, ох, как велика. Владимир Рыжков увидел хороший знак в том, что Левада-Центр в своих опросах уже поставил оппозиционную коалицию в ряд с официально зарегистрированными партиями. Более того, в рейтинге она занимает пятое место, уступая лишь парламентским партиям.

Помимо принятия программы и устава организации съезд избрал руководящий орган — федеральный политсовет во главе с четырьмя сопредседателями. Туда также вошли экономист Сергей Алексашенко, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, член бюро Объединенного гражданского фронта Александр Рыклин и другие.

По традиции, как Луна Землю, каждое мероприятие оппозиционеров сопровождает пикет прокремлевских молодежных организаций — «Наших», «России молодой», «Молодой гвардии ''Единой России''». В этот раз была очередь «России молодой» — «Румола». Активисты растянули плакат «Оранжевый туман — вали за океан» и раздавали делегатам съезда анкеты для получения грин-карты и попкорн. Кукурузные хлопья были щедро насыпаны в аккуратно составленные в «крепостную стену» ведерки. Среди бушующих румоловцев разгуливал человек в костюме Микки-Мауса. Так активисты намекали на заокеанские источники финансирования оппозиции.

«Мне очень нравится реакция власти на наш съезд, — сказал делегатам Борис Немцов. — Нас встретила ликующая гопота, которую прислали Путин и Сурков. Им не нравится наша организация под названием ''Россия против произвола и коррупции''. Значит, они хотят Россию с произволом и коррупцией». А Владимир Рыжков добавил: «Они хотят, чтобы за океан уехали самые лучшие наши представители, как это бывало и раньше».

Ему виднее, может быть, и хотят. Но тогда это еще одна непростительная ошибка. Будь власть более осторожной, более информированной о настроениях людей, более предусмотрительной, она бы убрала от оппозиционеров всех своих клоунов, даже приставила бы к каждому охрану, финансировала бы все мероприятия новой партии и не обижалась бы на обвинения. Даже провела «Парнас» в Государственную думу! «Провела» здесь синоним «не мешала». Только так власть может продержаться еще какое-то время и уберечь Россию от взрыва народного негодования. Ведь это очевидный шанс. Но способна ли на это нынешняя российская власть? Вот заодно и проверим.