В КНДР может последовать новое ядерное испытание

На модерации Отложенный

Воронки от взрывов на улицах и в огородах, разбитые постройки, черные остовы сгоревших деревьев - так в телевизионных репортажах выглядит сейчас южнокорейский остров Ёнпхёндо, который 23 ноября подвергся массированному артиллерийскому удару со стороны КНДР. На этом клочке земли еще неделю назад обитали 1700 человек, занимавшихся в первую очередь прибыльным промыслом крабов. Гражданские люди жили бок о бок с солдатами, смирились с режимом закрытой зоны и за последние десятилетия худо-бедно привыкли к миру. Хотя все знали – в 11 километрах от острова лежит берег Северной Кореи, где в мощных скалах вырублены практически неуязвимые позиции для нацеленных на юг артиллерийских батарей.

Теперь на острове нет гражданских лиц – они спешно эвакуированы от греха подальше. В минувший вторник в 14.34 по местному времени на район Ёнпхёндо со стороны КНДР обрушился шквальный огонь. За 21 минуту северокорейские береговые батареи выпустили 150 снарядов. Война, увы, почти всегда приходит неожиданно – несмотря на постоянные учения, гарнизон острова явно растерялся и вопреки инструкции смог наладить ответный огонь лишь через 18 минут после начала обстрела. По берегу КНДР самоходные 155-миллиметровые гаубицы южан сделали 80 залпов. Северяне поначалу замолкли, но вскоре возобновили обстрел, выпустив еще 20 снарядов.

Военные казематы и поселки на острове прикрыты от берега КНДР невысоким горным хребтом, и стрелять приходилось вслепую. В результате значительная часть северокорейских снарядов угодила в море. Однако попавшие в цель сделали свое дело: полностью или частично уничтожено 40 домов, выгорело до 70 процентов леса и посевов. Погибли двое морских пехотинцев и два пожилых местных жителя, 18 человек получили ранения. Южнокорейские власти ввели в зоне конфликта ограничения для прессы – судя по всему, им не хочется рассказывать об ущербе, который причинен обстрелом военным объектам. Нет данных и о потерях КНДР – Сеул сквозь зубы признает, что огонь его гаубиц не мог разрушить спрятанные в скалах артиллерийские батареи.

F-16 против МиГ-23

Южная Корея, понятно, обвиняет Пхеньян в коварном нападении, которое лишь случайно не привело к разрастанию конфликта: вслед за артиллерийской дуэлью в небо были подняты южнокорейские истребители и сверхзвуковые штурмовики F-16, которые были готовы нанести удар по побережью КНДР. Им навстречу вылетели устаревшие северокорейские МиГ-23, однако в последний момент Сеул решил проглотить обиду и отменил команду о воздушной атаке.

Пхеньян, со своей стороны, напоминает, что за полтора часа до инцидента артиллерия Южной Кореи с Ёнпхёндо провела учебные стрельбы в прилегающих водах. КНДР считает, что Сеул удерживает остров незаконно, а установленная еще американцами линия разграничения в Желтом море должна проходить намного южнее. Пхеньян заранее потребовал отменить учебные стрельбы в «акватории КНДР» и напомнил о возможных суровых последствиях. Удар по острову, по такой логике, был карой за то, что Сеул проигнорировал предупреждение.

Однако ясно, что это лишь предлог – учения у Ёнпхёндо проходили и раньше, однако никогда не приводили к обстрелам возмездия. Отчего же возник нынешний конфликт – самый опасный со времени окончания кровопролитной Корейской войны 1950-1953 годов? Напомним, что КНДР с тех пор еще ни разу не наносила удары по сухопутным объектам и гражданским поселениям южан, хотя на море стычки катеров происходили неоднократно.

Наследник дарит водку и лапшу

Самую пугающую версию выдвигает весьма авторитетный эксперт – бывший главный представитель США на переговорах с Пхеньяном Кристофер Хилл. Он усматривает нарастающие признаки неподчинения со стороны северокорейских военных. По мнению отставного дипломата, они все больше склонны игнорировать власть лидера КНДР Ким Чен Ира и принимать собственные решения, ссылаясь на быстро меняющуюся оперативную обстановку. Кристофер Хилл уверяет, что генералитет северян не слишком доволен намерением верховного правителя передать власть в стране своему младшему сыну – неопытному и не имеющему особых заслуг 27-летнему Ким Чен Ыну. Как полагает эксперт, военные на этом фоне стремятся расширить пределы своей самостоятельности, что грозит новыми, зачастую случайными провокациями.

Однако в это верится с трудом: есть, например, данные о том, что береговые батареи у Ёнпхёндо непосредственно перед перестрелкой посетил сам Ким Чен Ир в сопровождении младшего сына. Судя по всему, они лично напутствовали артиллеристов перед ударом по южанам. И сам этот обстрел не выглядит как спонтанное решение какого-то генерала, а вполне вписывается в канву последних действий Пхеньяна, имеющих достаточно ясные мотивы. И первый из них явно связан с грядущей передачей власти в КНДР.

В минувшем сентябре упомянутый выше Ким Чен Ын был впервые представлен стране в качестве фактического наследника. Он стал заместителем своего всесильного отца в Центральном военном комитете Трудовой партии Кореи, постоянно сопровождает его в инспекционных поездках, стоит рядом на трибунах, принимает парады и наставляет трудящихся. Младший сын лидера страны должен стать третьим в правящей там династии, начало которой положил его дед – основатель КНДР маршал Ким Ир Сен. Однако у него есть недостаток – молодость и неизвестность. Мало пока создано и героических легенд, которые обязательно должны быть связаны с именем будущего наследника.



Пробел усиленно восполняется: например, по радио рассказывают, что молодой Ким превзошел политические науки, экономику, историю и военное дело, блестяще владеет английским, немецким, французским и итальянским языками, а сейчас еще и с небывалой быстротой изучает русский, китайский и японский. Утверждается, что еще в трехлетнем возрасте он кистью начертал одно из стихотворений своего деда, а во время недавней инспекционной поездки дал уникальные указания крестьянам, которые позволили резко поднять урожаи. В сельских районах, где нет радиотрансляции, такие истории тиражируют в виде листовок и стенных газет, их зачитывают вслух на собраниях.

По случаю первого публичного появления Ким Чен Ына населению в некоторых районах, как рассказывают очевидцы, сделали роскошный подарок: каждой семье выделили по две бутылки водки, кусок свинины, килограмм лапши, уксус и растительное масло, леденцы, зубной порошок. Однако, согласитесь, что славы полиглота и демонстрации щедрости еще недостаточно для формирования образа железного вождя страны, находящейся в кольце врагов. Ким Чен Ын имеет уважительное прозвище «молодой генерал», а подтвердить его можно только настоящей воинственностью. По обычаям Пхеньяна, это необходимо и для завоевания контроля над армейской верхушкой, и для сплочения страны в непростой период передачи власти.

Вашингтон не спешит

Именно таким мотивом, как полагает большинство экспертов, во многом объясняются, казалось бы, совершенно неспровоцированные инциденты последнего времени. Напомним, что в минувшем марте, например, в том же Желтом море при таинственных обстоятельствах взорвался и затонул южнокорейский корвет «Чхонан», погибли более сорока членов его команды. Сеул утверждает, что корабль был торпедирован с северокорейской подлодки. Пхеньян это отрицает, однако его объяснениям верят немногие. Слишком часто и раньше КНДР прибегала к действиям, ставившим Корейский полуостров на грань новой войны – Пхеньян, совершил, например, несколько кровавых покушений на сеульскую верхушку, его обвиняют в подрыве южнокорейского пассажирского лайнера.

Впрочем, происходящее сейчас связано не только с необходимостью укрепить авторитет будущего наследника. Есть и фактор номер два: Пхеньян расчетливо изображает непредсказуемость, чтобы вынудить США пойти с ним на прямой диалог.

Напомним, что до осени 2008 года продолжались т.н. шестисторонние переговоры с участием двух корейских государств, Китая, России, Соединенных Штатов и Японии о ликвидации ядерной программы КНДР. Речь шла о ее демонтаже в обмен на экономическую помощь, гарантии безопасности, признание со стороны Вашингтона и Токио. КНДР даже взорвала часть своего старого ядерного реактора, однако переговоры зашли в тупик: Пхеньян не соглашался с системой жестких инспекций его объектов, явно намеревался сохранить имевшиеся радиоактивные материалы и сделанные из них заряды. После серии перебранок КНДР объявила о выходе из переговоров и в мае 2009 года провела свое второе ядерное испытание. В ответ Совет безопасности ООН ужесточил против нее режим санкций.

В нем есть немало дыр, однако Пхеньян остро нуждается в экономической помощи для латания своего неэффективного народного хозяйства. Именно поэтому в последнее время он стал усиленно намекать на готовность вернуться к диалогу. Однако это не устраивает США: вместе со своими союзниками Японией и Южной Кореей они заявляют, что больше не будут вести разговоры ради самих разговоров. От КНДР добиваются реальных дел, направленных на отказ от ядерного потенциала, и Вашингтон заявляет, что никуда не спешит.

Что дальше?

Это бесит Северную Корею: она сейчас всеми силами пытается напугать американцев, убедить их, что ситуация накаляется и требует от США уступок. На ядерном полигоне на северо-востоке КНДР в последнее время идет возня, демонстрирующая или имитирующая подготовку к новому ядерному испытанию. В первой половине ноября Пхеньян показал американскому специалисту-ядерщику Зигфриду Хекеру свой ультрасовременный завод по обогащению урана – его не было еще в апреле 2009 года, когда из Северной Кореи выгнали инспекторов Международного агентства по атомной энергии. Специалист увидел там сотни работающих газовых центрифуг: ему сообщили, что на объекте их запущено уже две тысячи. КНДР впервые признала, что владеет технологией обогащения урана в добавление к своим запасам оружейного плутония, полученного на единственном действовавшем в стране реакторе советского «чернобыльского» типа.

Не исключено, что показанный американцу объект помогли построить Пхеньяну иранцы – они активно сотрудничают с КНДР в ракетно-ядерной сфере. Однако в любом случае ясно одно: Северная Корея намерена усиливать нажим на США и своих соседей, чтобы получить от них экономическую помощь и, главное, – признание нынешнего режима в Пхеньяне во главе с династией Кимов. Желательно в виде мирного договора с США. Сдержать КНДР никто не в состоянии: даже ее единственные союзники-китайцы имеют достаточно скудный набор воздействия на Северную Корею, а краха существующего там режима Пекин не желает. Короче, только время покажет, на что пойдет Пхеньян после инцидента в Желтом море – на запуск баллистических ракет, новые обстрелы или третий ядерный взрыв.

Василий Головнин – специально для «Новой», Токио