РАХМОН ХОДИТ ПО МИННОМУ ПОЛЮ ...

На модерации Отложенный О том, как президент Таджикистана ссорит свою страну с Ташкентом

29 ноября - 4 декабря 2009г. в колумбийском городе Картахена состоялась Вторая конференция по рассмотрению действия Конвенции о запрещении противопехотных мин. Этот документ еще называют Оттавской конвенцией. В "противоминной конференции" участвовал представитель Таджикистана - министр юстиции Б.Худоеров, по словам которого "мины, установленные узбекской стороной, нанесли огромный ущерб населению и народному хозяйству приграничных районов республики". Б.Худоеров утверждает, что "с 1999 года до настоящего времени на таджикско-узбекской границе пострадал 161 человек".

Глава таджикского Минюста, наверняка, хотел оглушить участников Оттавской конвенции, так как они, собравшись в другом конце света, даже понятия не имели о том, что такое Центральная Азия. И тем более о методах так называемой "политической борьбы" таджикского руководства со своими соседями. Подписантам Оттавской конвенции должно быть неизвестно, что таджикские власти не просто безосновательно критикуют официальный Ташкент, но и проводят агрессивную этническую политику против своих же граждан.

Упомянутое выступление Б.Худоерова полностью вписывается в проводимую Э.Рахмоном политику. Казалось бы, еще 16-18 ноября 2009г. на Региональной конференции в Душанбе "Содействие Средней Азии в региональном сотрудничестве по противоминной деятельности" (проходила под патронажем Бюро ОБСЕ в Таджикистане и Международного фонда доверия при поддержке МИД РТ) "минная проблема" на границах вообще не обсуждалась. Напротив, представитель Таджикского центра по борьбе с минами П.Мавлонкулов заявил, что после гражданской войны, в самом "Таджикистане площадь минноопасных полей, созданных правительственными войсками, отрядами оппозиции и российскими пограничниками, составляла 60 млн. 500 тыс. кв. метров". Согласно его заключениям, "после всех мероприятий за более чем десятилетний период остаются проблемными более 11,5 млн. кв. м. территорий страны, которые подлежат очищению от мин". В рамках программы, предусмотренной Оттавской конвенцией, с сентября 2004г. расчищено 2,8 млн. кв. м территорий.

Цифры пострадавших на таджикско-узбекской границе, разумеется, чрезмерно завышены - как минимум, на 20-30%. Как заявил П.Мавлонкулов, на территории страны "с начала функционирования Таджикского минного центра (в 2002г.) зафиксировано 800 случаев подрыва людей на минах и неразорвавшихся боеприпасах, в числе пострадавших и погибших 30% дети и 10 % женщины". И все это несмотря на слова директора указанного центра Д.Раджабова - "на проведение работ по разминированию за последние годы страна получила более 5 млн. евро из них более 3 млн. от ОБСЕ".

Обвиняя Узбекистан, и не говоря о данных по минным подрывам внутри страны, из раза в раз повторяя необходимость "привлечения к этой работе доноров", таджикская сторона добилась от участников Оттавской конвенций продления срока разминирования еще на 10 лет. Это означает, что дополнительные миллионы донорских средств пойдут в карманы "распределителей" всех поступлений в Таджикистане (читай, рахмоновское окружение).

В период, когда основным внешнеполитическим приоритетом Душанбе становится поиск стран, готовых пожертвовать валютную помощь "бедствующему Таджикистану", инсинуации на минную тему служат для властей Таджикистана дополнительным стимулом для пополнения своих банковских счетов дополнительными миллионами. Все это под видом кипучей деятельности по разминированию территории страны.


Что касается реальной ситуации на таджикско-узбекской границе, то, она хорошо известна специалистам: заминированы лишь отдельные труднодоступные горные участки на высоте 4 тыс. м над уровнем моря. Причем, мины расположены не на самой границе, а на территории Узбекистана на расстоянии 1,5-2 км от линии границы. Об этом своевременно были оповещены компетентные органы Таджикистана. Почему, интересно, об этом умолчал Б.Худоеров?

Как правило, простое население переходит границу через КПП, а на минах подрываются преступники и вооруженные террористы. В принципе, граница на то и есть, чтобы ее не пересекать кому и где попало.

Более того, понимая важность национальной безопасности, Э.Рахмон в свое время распорядился заминировать границу с Афганистаном. Тем более, что после вывода российских пограничников южные границы Таджикистана остались открытыми.

Упиваясь критикой Ташкента, Б.Худоеров призвал другие страны присоединиться к Оттавскому документу. Но таджикская сторона не учла, что эта конвенция не подписана США, Россией, КНР, другими государствами. И в ближайшем будущем они не готовы ее подписывать, так как, по их мнению, минирование является эффективным способом обезопасить собственное население от незаконного пересечения границы. Душанбе не сможет убедить других в отказе от минирования. Это очевидно!

Если же говорить в целом, абстрагируясь от "минной темы", то можно с полной уверенностью констатировать - в последнее время официальный Душанбе увлекся злой антиузбекской пропагандой - что называется, "до неприличия". Судите сами. В центральных газетах большими буквами пишется: "Война в Согде: Все пути ведут в Ташкент"?! Содержание этой и многих других статей даже не приходится анализировать, ввиду их явной политической ангажированности, тенденциозности, а зачастую и банальной глупости. Поговаривают, что заголовки и "идеологию" подобных материальчиков определяет сам Э.Рахмон. О чем вообще можно говорить, если глава государства - президент Э.Рахмон с различных трибун позволяет себе несостоятельную агрессивную критику в отношении Узбекистана?

Конечно же, от этого не станет лучше ни гражданам Таджикистана, ни отношениям двух стран, ни региональному политическому климату.

На фоне экономической разрухи, нравственно-идеологической опустошенности и этнически разрозненного населения, в котором горно-бадахшанец именуется памирцем, согдиец - ленинабадцем и т.д., президент страны перекладывает свою вину на, так сказать, "внешний фактор" - то на Узбекистан, то на Афганистан, то на Россию. По словам некоторых российских политологов, "Рахмон, находясь перед лицом серьезных политических и экономических испытаний в стране, решил искать поддержку среди соотечественников старым испытанным способом: вылепливая образ внешнего врага и расковыривая национальные болячки".

Увы, Таджикистан так и не может преодолеть тяжелое наследие гражданской войны, в результате которого территория страны была "усеяна" минными полями - больше, чем хлопковыми. Э.Рахмон, похоже, не помнит всех ужасов войны. Всеми своими действиями он способствует новому, более ожесточенному сопротивлению в Таджикистане - межэтническому и межрегиональному. Но самое опасное - это грязная игра с близким соседом. Вот уж, поистине, минное поле, по которому ходит глава государства -Э.Рахмон. Но надо ведь понимать - подорвется на нем не только один он, но и возглавляемая им политическая верхушка...

Никита Серафимов