Волгоград - город-герой с наибольшей концентрацией смерти

На модерации Отложенный

В эфире "Подробностей" мы продолжаем рассказывать о городах-героях. Сегодня вашему вниманию - история Сталинграда, нынешнего Волгограда. Сражение за него стало одним из самых крупных в истории. Здесь проходили наиболее интенсивные бои. К примеру, центральный вокзал переходил из рук в руки 13 раз, а знаменитый Мамаев курган был захвачен и снова отбит 8 раз. История города-героя - в сюжете Андрея Цаплиенко.

Их называют хранителями Вечного огня. В России всего три таких роты почетного караула. Одна из них - в Волгограде. Здесь смена часовых - не туристический аттракцион. На Мамаевом кургане одно из самых больших в мире воинских захоронений.

В этом городе за двести дней погибли два миллиона советских солдат, солдат Германии и ее союзников. В среднем, каждый день здесь уносил десять тысяч человеческих жизней. Подобной концентрации смерти не было и нет ни в одном другом городе планеты.

Двадцать третьего августа сорок второго «Люфтваффе» применили в Сталинграде ковровые бомбардировки. За несколько часов погибли сорок тысяч мирных жителей. Под бомбами чудом уцелел фонтан на Привокзальной площади. К октябрю Шестая армия, которой командовал Фридрих фон Паулюс, вела бои уже в самом центре города. Самый популярный сюжет немецкой кинохроники того времени: «Солдат набирает воду из Волги». Передовые советских и немецких войск находились всего в тридцати метрах друг от друга.

Федор Ильченко, участник битвы за Сталинград:

- В цистернах был спирт, так он и остался. Так вот, набирали тот спирт. График был установлен. Кто его установил, не знаю, но ходили наши - немцы нас не трогали, ходили немцы - наши не трогают их. Шутка, но это было так.

В конце ноября сорок третьего Красная Армия окружила Паулюса. Кольцо замкнулось здесь, в городке Калач-на-Дону. Этот легкий танк Т-70 первым ворвался в Калач. Его подняли на постамент в самый разгар Сталинградской битвы. Именно отсюда пошла всесоюзная мода: делать из танков памятники.

Иван Чепурин, участник битвы за Сталинград:

- Тут было две землянки у них. Мы в одну землянку заскочили. И они так лежали, немцы, впереди у каждого автомат стоял. Ну, и я, мне попало как-то, я этим штыком своим заколол одного немца. Ну, тут я знаю, что я уж это, там, когда стреляли, попадал, не попадал, а тут уж знаю, что я это.

Немцы упорно сопротивлялись. «Люфтваффе» организовали воздушный мост. Вот в таких контейнерах сбрасывались грузы для солдат Шестой армии - от боеприпасов до корреспонденции.

В ответ, тоже по воздуху, летели письма, полные отчаяния. «Мы отбили кухню, и уже воюем в спальне», - мрачно шутили немецкие солдаты.

Борис Усик, историк:

- И у них была организована полевая почта и доставка, поэтому они писали очень много и очень подробно. Педантичность их надо видеть только. Конечно, простой человек, который пришел сюда и все видел, что конца этому нет, а в конце - что-то темное, а не светлое, он в своих письмах писал, что мы пришли сюда и навряд ли вернемся назад.

Штаб командующего Шестой армией находился в подвале центрального универмага. Тридцатого января сорок третьего фон Паулюс узнал: ему присвоили звание фельдмаршала. «Еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен», - так поздравил командующего Гитлер.

До конца января сорок третьего Паулюс находился здесь, в подвале универмага. Получив радиограмму фюрера, он сказал своему адъютанту: «Должно быть, это приглашение к самоубийству. Но я не доставлю ему такого удовольствия». На следующий день, пробыв меньше суток в звании генерал-фельдмаршала, командующий Шестой армией покинул свое укрытие в подвале универмага, вышел через эту дверь и сдался советским автоматчикам.

Группой, взявшей его в плен, командовал киевлянин Федор Ильченко. Старший лейтенант Ильченко первым спустился в подвал универмага и принял просьбу Паулюса: немецкие солдаты не должны видеть, как сдается фельдмаршал.

Федор Ильченко, участник пленения фон Паулюса:

- Паулюс на топчане лежал, приподнялся без мундира, поднялся, сел, надел мундир. Небритый, заросший. Он одно просил, чтоб поставить нашу охрану, те, что поставили свою охрану, так чтоб мы поставили охрану свою. На машине его увезли в Бекетово, даже ж командир армией, командующие там сто грамм наливали ему.

Оказавшись в плену, Фридрих фон Паулюс, автор плана «Барбаросса», возглавил антивоенную организацию. Но все же свою жизнь он закончил при погонах - в чине инспектора восточногерманской полиции.Здесь, под Волгоградом, на месте уничтоженной деревни Россошки - двойное кладбище. По одну сторону дороги лежат советские солдаты. По другую - немецкие. На немецком надгробии надпись: «Мертвые просят живых о мире». Простая фраза, но за то, чтобы понять ее, здесь была заплачена невероятно высокая цена.