Выбор белорусских художников: смерть в нищете или эмиграция?

На модерации Отложенный

Трагическая судьба многих великих художников известна всему миру: нищета Рембрандта, болезнь Ван Гога, бедность и одиночество Пиросмани. Некоторые даже считают, что именно в этом кроется залог их известности. Но эти истории для Европы уже в прошлом, Беларусь же и в XXI веке продолжает потрясать мир трагическими судьбами своих художников.

В апреле этого года ушел из жизни основатель художественного объединения "Белый круг" Олег Елизаров. Он жил своим творчеством, невзирая на условия, которые многие бы сочли ужасающими. В 2002 году у него обнаружили опухоль мозга. Врачи боролись за его жизнь, два раза оперировали, но безрезультатно. В этом же году в Речице, очень похоже, после болезни, закрытый в своей комнате, в одиночестве умер Валерий Бондарчук, известный за рубежом, но почти неизвестный на родине. В некоторых случаях смерть художника делает его творчество более популярным, но в большинстве случаев навсегда разделяет его с миром, в котором он так и остался непонятым и неоцененным.

Вообще может сложиться впечатление, что белорусские художники становятся известными, только уехав из страны. Примером этому могут служить творческие судьбы Романа Заслонова и Бориса Заборова, которые в настоящий момент живут и работают во Франции, а также Андрея Задорина, проживающего в Нидерландах. Однако если внутренний спрос на белорусское искусство по-прежнему невысок, то зарубежные ценители все больше обращают внимание на работы отечественных художников.

В 2005 году в Минске на аукционе "Парагис" выставлялась картина, авторство которой изначально приписывалось Марку Шагалу. Однако эксперты установили, что она не является подлинной. И хотя участники были осведомлены об отрицательных результатах проведенных экспертиз, она была приобретена анонимным покупателем за 650 000 $.

Сам факт покупки полотна, даже с сомнительной репутацией, по такой высокой цене, говорит о том, что у белорусского арт-рынка большой нереализованный потенциал, который можно реализовать, используя как традиционные, так и новые формы организации торгов произведениями искусства. Отсутствие же развитой и прозрачной инфраструктуры обуславливает формирование подпольного арт-рынка.

Минские арт-галереи полнятся слухами, что последняя картина Олега Елизарова "Одинокое небо" была продана недавно за 960 000 $. Подробности сделки в таких случаях узнать довольно сложно, потому что покупатели действуют через своих представителей. По одному из слухов, интерес к этой работе, которую художник писал, уже будучи безнадежно больным, проявлял генеральный директор корпорации "Майкрософт" Стив Балмер. Один из богатейших людей планеты, имеющий белорусские корни, приезжал в 2007 году с сестрой в Беларусь, чтобы посетить места захоронения родственников. Во время этой поездки Стив Балмер встречался с некоторыми белорусскими художниками, в том числе и входящими в объединение "Белый Круг". Однако он не единственный, кто мог себе позволить такую покупку из проявлявших интерес к творчеству Елизарова.

Созданное в Минске движение "Арт-экспедиция", располагающее некоторыми картинами Елизарова и других художников, входящих в объединение "Белый Круг", решило выставить эти произведения на открытый интернет-аукцион. Так участники движения планируют внести свою лепту в легализацию отечественного арт-рынка и сохранить для соотечественников работы художников, чей талант позволил им приобрести мировую известность.